Христианство - Страница 100

Порядок литургии составляется на основе церковного календаря, куда включаются великие и малые праздники. Великих праздников двенадцать. Церковь отмечает на протяжении всего церковного года даты, напоминающие события земной жизни Иисуса Христа, Богоматери, а также в память святых. Литургический год начинается воспоминанием об ожидании Мессии; это – время рождественского поста. Рождество Христа католической церковью празднуется 25 декабря, православной – 7 января. Затем через неделю – Обрезание Господне. В этот же день церковь празднует первое чудо (превращение воды в вино), совершённое Иисусом на брачном пиру в Кане Галилейской. Далее идёт период покаяния и поста, составляющий сорок дней, Великий пост. Страдания Христа вспоминаются во время Страстной недели, начинающейся Вербным воскресеньем, когда отмечается торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим. На Святой неделе в Страстной четверг вспоминают установления таинства причастия, в Страстную пятницу – страдания, крестные муки и смерть Иисуса. В ночь с субботы на воскресенье отмечается самый главный праздник литургического года – Воскресение Христа, праздник Пасхи. Через сорок дней после Пасхи отмечается Вознесение – возвращение Христа к престолу Отца, за которым через 10 дней празднуется Пятидесятница в память сошествия Святого Духа на апостолов и зарождения христианской церкви. Три остальные праздника связаны в большей степени с догматами веры, нежели с историческими событиями прошлого: праздник Святой Троицы; праздник тела Господня (праздник Евхаристии), установленный, чтобы почтить воплощение плоти Христа в освящённой облатке; праздник Преображения, напоминающий о проявлении божественной природы Христа, явившегося своим ученикам на горе Фавор. Важную часть литургии составляет культ святых. Выросшее из иудаизма, где святость представляется как призыв следовать божественному совершенству, христианство утверждает, что глубоко религиозные люди могут быть сопричастны Божественной святости. Они дают образец и наставление верующим, они – деятельные заступники перед Богом. Церковь считается святой постольку, поскольку все её члены призваны к святой жизни в Боге, искупившем их грех; средствами для такого освящения являются таинства, совершаемые церковью. Она считается соборной (кафолической, от греч. kafolikos, что значит «всеобщий»), поскольку церковь должна возвестить Благую весть о спасении в грядущем Царстве Божьем всем людям, к какой бы культуре они не принадлежали. Католическая церковь считает себя «всеобщей» (отсюда её название). Восточные иерархи церкви считают, что Западная церковь во главе с римским епископом отошла от истинной веры, поэтому истинной (или ортодоксальной, т.е. православной) считают Восточные церкви. Католическая и православная церкви установили особый чин молитвенного почитания святых. С конца II в. христианские общины выработали культ почитания своих умерших мучеников (всего церковь признает их около 3 тыс.). Он основывался на вере в действенное заступничество тех, кто «свидетельствовал» о Христе, отдав за Него жизнь или пожертвовав мирскими богатствами. Все христианские церкви объединяет идея спасения. В католической и православной церквах считается, что спасение лучше всего достигается в монашестве (в протестантизме монахов нет; здесь для спасения достаточно одной веры). Образцом святого после окончания религиозных гонений стали монахи-отшельники, которые вели в пустыне аскетическую жизнь и боролись с искушениями, порвав все связи с миром. Западное монашество зародилось позже восточного и постепенно приобрело отличительные черты. Постепенно рыцари Средних веков, отличившиеся ратными подвигами, вытеснили модель священнической и монашеской святости, основывавшейся на добродетелях смирения и бедности. В Западной Европе монашеские объединения получили название «орден». Древнейшим западноевропейским монашеским орденом являются бенедиктинцы. Кармелиты – орден созерцателей, основанный в 1207 г. и практикующий особое почитание Пресвятой Девы (в настоящее время орден насчитывает около 6000 монахов и 24 500 монахинь). Цистерцианцы и трапписты – орден, основанный в 1098 г. и реформированный в XVII в.; духовным наставником ордена был Бернар Клервосский (ныне насчитывает 4 тыс.монахов и 1930 монахинь). Доминиканцы, или орден братьев-проповедников, основан в 1215 г. св. Домиником, специализируется на изучении и преподавании теологии (в настоящее время орден насчитывает 6700 членов; 5 тыс. монахинь-доминиканок и 40 тыс. апостольских доминиканок подчиняются тому же уставу). Францисканцы, или братья-минориты – орден, основанный св. Франциском Ассизским в 1209 г., в настоящее время объединяет 18 тыс. членов, к которым причисляют и капуцинов, насчитывается около 11 тыс. (францисканцы посвящают себя миссионерской деятельности и народной проповеди). Общество Иисуса основано в 1540 г. св. Игнатием Лойолой. Орден насчитывает более 22 тыс. членов – иезуитов, разделённых на 85 провинций. Во главе стоит исполнительный генерал, избираемый пожизненно делегатами, по трое от каждой провинции. Лазаристы (или «Священники миссии») – орден, основанный в 1625 г. и занимающийся миссионерством, благотворительностью, устройством семинарий, милостыней (их около 4 тыс. человек).

 



 
PR-CY.ru