Христианство - Страница 93

К униатским церквам относятся. Маронитская церковь; насчитывает 3 млн. верующих, из которых 1 200 тыс. проживают в Ливане. Своё название она получила от монастыря св. Марона в Сирии, который в IV в. был главным оплотом борьбы с монофизитством. Создание церкви относится к XVIII в.; она находится под управлением маронитского Антиохийского патриарха. Малабарская сирийская церковь (в Южной Индии); насчитывает около 3 050 тыс. верующих. Униатская украинская церковь; насильственно воссоединена с Русской православной церковью в 1946 г., автономия восстановлена в 1990 г.; насчитывает 5 млн. верующих. Церковь имеет также 1 млн. верующих за границей, из которых 360 тыс. проживает в США и Канаде. Автокефальными являются и дохалкидонские церкви. К ним относятся. Сирийская восточная церковь, называемая несторианской; Армянская церковь; Западная сирийская (или яковитская), основанная монахом Яковом Барадеем (ум. в 578 г.); Церковь православно-сирийская в Индии; Коптская церковь (или Египетская церковь); Эфиопская церковь, основанная в IV в. Православное сообщество включает четыре древних патриархата, которые некогда вместе с папой Римским образовывали пентархию (управление всемирным христианским народом пятью патриархами). Это – автокефальные церкви, самостоятельно избирающие своих предстоятелей: Константинопольский, Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский патриархаты. Вселенский Константинопольский патриархат включает около 4 млн. верующих (Турция, греческие острова, Северная Греция, епархии в эмигрантских общинах Западной Европы и Америки, а также гора Афон). Антиохийский патриархат включает около 750 тыс. верующих в Сирии и Ливане. Александрийский патриархат, от которого отделилась Коптская церковь, включает от 250 тыс. до 350 тыс. верующих в Египте, Судане, Эфиопии и других африканских странах. Иерусалимский патриархат включает около 260 тыс. верующих в Израиле. Более 145 млн. верующих принадлежат к 15 автокефальным православным церквам или митрополиям (большая часть их живёт в Восточной и Центральной Европе). В их ряду значатся Московский (учреждён в 1589 г.) и Бухарестский патриархаты. Русская православная церковь утверждает, что является наследницей Византии; она пережила долгий период гонений, насчитывает около 90 млн. верующих. Бухарестский патриархат учреждён в 1925 г. в результате объединения автокефальной Трансильванской и Румынской церквей, включает около 19 млн. верующих. Греческая автокефальная церковь, во главе которой с 1833 г. стоит Афинский архиепископ, насчитывает более 9 млн. верующих. Болгарская автокефальная церковь образована в 1945 г., в патриархат преобразована в 1953 г.; насчитывает около 8 млн. верующих. Сербская автокефальная церковь образована в 1879 г., в 1920 г. воссоединилась с Черногорской, Боснийской и Карловацкой церквами, образовав Печский патриархат (резиденция патриарха находится в г. Печ в автономном крае Косово); насчитывает около 8 млн. верующих. Грузинская православная церковь основана в V в., отделена от Русской православной церкви в 1918 г. (глава церкви, каталикос, находится в Тбилиси); насчитывает 2 500 тыс. верующих. Кипрская церковь основана в 431 г. (во главе её стоит архиепископ; он же иногда выполняет обязанности светского главы государства, или президента Республики Кипр); насчитывает около 480 тыс. верующих. Синайская церковь – самая маленькая из православных церквей; во главе её стоит архиепископ, избираемый монахами монастыря св. Екатерины; всего около сотни верующих. Кроме того, есть православная эмигрантская община в США, которая объединяет около 3 млн. верующих; к ним примыкают значительные группы в Канаде и Южной Америке. Они находятся частью под юрисдикцией греческого архиепископа, находящегося под омофором Константинопольского патриарха, частью (с 1970 г.) под юрисдикцией автокефальной Православной церкви Северной Америки, принадлежащей к Московскому патриархату. Автономные православные церкви существуют в Финляндии, на Крите, в Японии, Китае, Корее, а также в Уганде, Кении, Конго и Гане (под омофором Александрийского патриарха). Церковная Реформация породила два новых вида церквей: реформатских и лютеранских. Основу их составляет приход, управляемый пресвитерианским советом, состоящим из пастора и мирян; он ведает всем хозяйством прихода и различными другими делами, включая духовные. Приходы объединяются в округа, управляемые синодами, также состоящими из пасторов и мирян. Они собираются ежегодно и избирают делегатов в национальный синод – важнейшую инстанцию для каждой церкви. Становление протестантских церквей сопровождалось возникновением в их собственной среде множества противоборствующих течений, отличающихся нюансами вероучения или обрядами. В одних случаях подобные различия становились темами бурных дискуссий внутри единой группы; в других они привели к отколу части первоначального движения, и значит, здесь уместно говорить об образовании сект. «Землёй обетованной» для отколовшихся групп стали США.

 



 
PR-CY.ru