Христианство - Страница 97

Традуцианизм – восточное учение, в соответствии с которым душа передаётся человеку родителями при телесном зачатии. Монофизитство признавало существование только одной природы в Иисусе Христе. Монофелиты (VII в.) полагали, что в Иисусе Христе божественна только воля. Несторианство учит, что в Иисусе Христе одновременно сосуществовали два лица – человеческое и божественное. Пелагианство настаивало на первичности и достаточности индивидуальных усилий для достижения спасения, отрицая действие божественного промысла. Иконоборчество – движение в Византии, отвергавшее культ икон и их использование в богослужении (VIII–IX вв.), основывалось на библейском запрете изображать Бога. Ересь катаров (альбигойцев), возникшая во Франции в XI в., утверждала равноправное существование двух противоборствующих принципов, Добра и Зла (дуализм). Последователи заменяли таинства католической церкви одним духовным крещением, проповедовали целомудрие и бедность. Тем не менее, христианская церковь «единая, святая, соборная (кафолическая) и апостольская». В эту конкретную формулировку соединены основные положения христианского учения; она получила название «Символ веры» и определяет церковь как объект веры. Согласно христианскому учению, церковь, основанная Иисусом Христом, есть собрание верующих, призванных увидеть Царство Божье. Хотя христианство продолжило иудейскую традицию и усвоило большую часть иудейских верований и текстов, оно оригинально хотя бы потому, что имеет ряд собственных положений вероучения. Бог христиан – это тот же Бог, который явился Моисею с Десятью заповедями, однако Он явился людям в образе Своего Сына, Иисуса Христа, умершего и воскресшего ради спасения людей. Христианская церковь считается единой постольку, поскольку в соответствии с желанием её Основателя («Да будут все едины») живёт единым крещением, единым Богом и Отцом. Католики утверждают, что это единство проявляется в объединении верующих вокруг римского епископа, наследника святого Петра, которому Иисус Христос завещал быть «пастырем» стад. Восточные церкви считают римского епископа равным себе, единство видят не в организационном смысле, а в духовном. Церковь считается апостольской, поскольку Благую весть о спасении она получила от апостолов, непосредственных учеников Иисуса Христа. Священное Предание, которое продолжило Откровение Евангелия, сформировалось благодаря сочинениям апологетов и учителей церкви. Считается, что именно апостольская преемственность обеспечивает подлинность догматического и этического учения, а также сообщает законность власти епископов, стоящих во главе каждой из поместных церквей. У всех христиан есть единая главная молитва, которой Иисус Христос научил Своих учеников. Она называется «Отче наш» и звучит так: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; Да придет царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого». Христианская вера основана на убеждениях, выходящих за пределы человеческого разума. Поэтому в этом случае говорят о таинстве, представление о котором лежит в основе литургии (богослужения). Она составляет церковную и общинную связь для всех верующих (рассматривается как «явление небес на земле»). Считается, что искупление, дарованное Иисусом Христом, недостижимо вне и без посредства церкви. Отсюда представление о священном характере христианской жизни, которая вбирает каждое индивидуальное существование в соборное единство. Отправление культовых действий в целях почитания Бога через и в образе Иисуса Христа вызывает необходимость «священства», которое утверждается в Новом Завете. Только священство даёт возможность отправлять богослужение и благодать священнодействия со Святыми Дарами. Считается, что посредством рукоположения в священный сан приобретается право совершения необходимых обрядов или «священнодействия» в храме, что источником священства епископов и священников является Иисус Христос. Считается также, что Он первым обладал всей полнотой священства, передал его апостолам, послав им дар Духа Святого в Пятидесятницу. Однако этот дар Святого Духа Он ниспослал каждому верующему в таинстве крещения, поэтому сообщество христиан может рассматриваться в качестве «царственного священства, народа святого». Существует единственное важное отличие между священством рядового христианина и иерея (клирика). Первое основано на таинствах начального посвящения (крещения и миропомазания), тогда как приобретение священства требует совершения иного таинства, таинства рукоположения, которое налагает на священнослужителя особые обязанности, в частности даёт ему власть совершать таинства. Священство имеет трёхуровневую иерархию: диакон, пресвитер (иерей) и епископ (архиерей). Она установилась от начала церкви и сохраняется до наших дней. Во главе христианской общины стоит епископ, окружённый пресвитерами, т.е. священниками, диаконы обслуживают нужды общины; иерей, назначенный папой или патриархом для управления епархией (диоцезом), посвящается тремя своими «коллегами», должным образом поставленными.

 



 
PR-CY.ru