Христианство - Страница 99

Таинство миропомазания дополняет крещение; его цель – укрепить в вере нового христианина. Оно совершается епископом или его представителем и включает миропомазание на лбу и возложение рук, а затем призванием на миропомазанного Духа Святого и семи Его даров. Причащение считается важнейшим из всех семи таинств, установленное Самим Иисусом Христом во время Тайной вечери с учениками накануне страданий и смерти (только священник может освятить хлеб и вино). Согласно православию и католицизму, святые Дары становятся после этого «действительно, истинно и существенно плотью и кровью, духом и божеством Иисуса Христа под видом хлеба и вина», согласно протестантизму и представлениям некоторых сектантов, это совершается в воспоминание о Спасителе (а роль жреческого сословия – отвергается). Таинство покаяния, редко проводившееся публично перед всей христианской общиной, стало тайным обрядом исповеди наедине со священником (Божье прощение даруется по слову священника, который согласится отпустить грехи после признания в совершённых преступлениях и искреннего раскаяния грешника). Елеосвящение (соборование), как правило, совершается над людьми, находящимися при смерти (отсюда его второе название). Данное таинство включает молитвы, которые должны укрепить скорбящего в физических испытаниях, а также миропомазание глаз, ушей, ноздрей, губ, рук и ног (начиная с 1973 г. его может получить больной, но не находящийся при смерти). Браком называется соединение навеки мужчины и женщины с целью создания семьи; считается связью, наподобие той, которая соединяет Христа с Его церковью. Священник выступает свидетелем союза супругов, которые, собственно, и совершают таинство (церковь не допускает развода, но признаёт, что при некоторых условиях браки могут признаваться ничтожными). В основе таинств лежат представления о загробном мире и загробном воздаянии, т.е. существует представление о рае и аде. Слово «рай» (фр. «paradis») происходит от персидского авестийского «pairi-daeza», обозначающего сад. Отсюда представление, связанное с садом Эдемским, который Яхве насадил на Востоке и в котором обитали первые люди. В центре сада помещалось Древо познания добра и зла. Бог вновь посадит сад в день Страшного суда в Новом Иерусалиме, и он будет копией первого сада, где праведники будут вести жизнь вечную. Такой образ и представление о рае сложилось в иудео-христианской традиции. В Книге Иова преисподняя есть царство сумрака и смерти. Пророки Израиля в дальнейшем усилили этот образ представлением о ненасытной бездне (шеоле), где пылает всепожирающее пламя. Ад – тёмная тюрьма, царство безнадёжности, куда гнев Божий свергает грешников. В христианстве ад – огненная пучина, печь, «озеро огненное, горящее серой». Он представляется реальностью чрезвычайно конкретной, где величайшее мучение заключается в лишении благ Царства Божьего, созерцания Бога и истинного света. Пламя ада – это пламя страстей, пламя злобы и зависти. Высшее страдание состоит в познании во всех её проявлениях и в чувстве богооставленности. В католической церкви разработано учение о чистилище, которого нет в православной церкви. Чистилище обычно определяют как продолжительное посмертное заключение души и как испытание, которому должна подвергнуться душа грешника, спасённая Иисусом Христом, прежде чем перейти в небесную красоту. В XII в. закрепилось представление о чистилище, окончательно отделившее его и от ада, и от рая. Чистилище – это такое место, где день длится годы, и где души раскаиваются в совершённых грехах и ожидают счастья лицезреть Господа. У Бога есть помощники: ангелы и демоны. Под влиянием иудаизма (а затем христианства) вера в ангелов получила широкое распространение. Небесные духи были созданы Богом прежде человека, чтобы служить вестниками и исполнителями Его воли. Присутствующие повсюду в мире, они обеспечивают сохранение божественного порядка. Бесчисленные на небе, ангелы составляют непрерывно восхваляющую Бога свиту, разбитую на иерархические девять хоров: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы. Они ведут счёт добрым и дурным деяниям людей. На некоторых библейских текстах основана вера в существование у каждого человека особого ангела, помогающего ему найти правильный путь и следовать по нему. Этот добрый ангел (или ангел-хранитель) сопровождает душу умершего в рай. Ангел-хранитель – это своего рода религиозный образ индивидуального сознания. История дьявола – важная часть широко распространённых верований в злые силы и злых духов, которые совращают людей и являются источником нравственного зла. Фигура Сатаны появляется в Книге Иова: он советник Бога и обвинитель человека перед лицом Яхве; его имена означают «падший ангел», «искуситель» и «враг людей». В притчах Христа он предстаёт владыкой царства, противостоящего Царству Божьему; его подданные – бесы. Дьявол увлекает за собой грешников и безбожников. Восставшие и падшие ангелы, оставшиеся, однако, духами (Сатана и бесы), иногда принимают видимый образ, чтобы совращать людей. Дьяволу свойственно принимать любой вид, он может преображаться в молодых и красивых женщин, зверей или чудовищ. Бесы рассматриваются людьми не только как искусители духа; иногда они овладевают телом человека, что проявляется в истерических припадках и различных психических болезнях. Дьявол также часто предстаёт человеку в сновидениях.

 



 
PR-CY.ru