Христианство - Страница 101

Жертвователи Марии Непорочной – миссионерская конгрегация, основанная в 1816 г. и специализирующаяся на миссионерской деятельности в Океании и Арктике (их почти 5 тыс. членов, приблизительно 3600 – священники). Белые отцы, или Общество миссионеров Богоматери Африканской – общество, основанное в 1868 г., специализируется на проповеди христианства в исламских странах и Чёрной Африке, насчитывает около 2400 членов. Отцы Святого Духа – миссионерская конгрегация, основанная в 1703 г. и в 1848 г. слившаяся с Обществом непорочного сердца Девы Марии, основанным отцом Либерманом. Главное поле деятельности – Чёрная Африка и Мадагаскар (насчитывает около 3 тыс. членов). Премонстранты – орден каноников, руководствующийся правилами св. Августина, основанный в 1120 г. св. Норбертом. Каноники, которых насчитывается около 1390, живут в небольших приходах, укрепляя приходское служение. Большое распространение получили женские конгрегации. В настоящее время существует 1175 конгрегаций, в которых состоит более 655 тыс. женщин, давших монашеский обет. С 1970 по 1975 гг. 25 тыс. монахинь были освобождены от обета, частью по состоянию здоровья, частью из-за отсутствия истинного призвания или невозможности соблюдать обет по личным причинам. Есть монашествующее (чёрное) духовенство, в частности, премонстранты. Официальный ежегодник Святого престола (папы Римского) подразделяет монашествующих на шесть категорий. Монашеские ордена, объединяющие мужчин или женщин, принесших торжественный обет и живущих в монастырях под управлением одного из монахов, например, бенедиктинцы. Есть нищенствующие ордена, община которых не может владеть собственностью, за исключением некоторых видов, указанных уставом, например, францисканцы и доминиканцы. Есть священнические конгрегации, или общества священников, такие, как ораторианцы, члены конгрегации св. Сульпиция. Есть религиозные институты, или конгрегации из мирян, такие, как братства христианских школ, состоящие из лиц, преследующих просветительские цели и не принимавших посвящения. Есть светские институты, официально признанные после 1947 г., члены которых не изменяют своего социального статуса и светской профессии. Второй Ватиканский собор (1962–1964 гг.) выразил пожелание обновления монашеской жизни в духе приспособления её к современным условиям (изменение костюма, помещений и образа жизни). Школы и больницы по большей части были оставлены ради новых задач – проповеди Евангелия среди рабочих и развития человека в мире, где груз экономических и социальных проблем приводит его к глубокому разочарованию. Женские монашеские ордена намерены сохранить верность евангельскому учению. Монахини из монастырей возвращаются к духовным основам веры и получают превосходное общее и теологическое образование. Внешней отличительной чертой монашествующих является монашеское одеяние. Как мужское, так и женское, оно означает принадлежность к сообществу, разделяющему единый идеал жизни. Это одеяние – внешний символ духовной деятельности, видимый знак ухода из светского мира. Его формы определяются уставом ордена. Бенедиктинцы носят чёрную рясу с капюшоном; францисканцы – рясу из грубой коричневой ткани с капюшоном, подвязанную белой верёвкой с тремя узлами, символизирующими три обета: послушания, бедности и целомудрия (отсюда их второе название «Кордильеры», от фр. «cordelier», верёвка с узлами для лазания). Коричневый цвет – знак смирения и бедности. Доминиканцы носят белую рясу, а поверх неё чёрный плащ с капюшоном. Кармелиты – грубую рясу и коричневый балахон, чёрное покрывало на голове и белый плащ. Реформация породила особый тип духовенства: пасторов. Они имеют только функциональное значение, и само их существование не является необходимым для существования церкви, сущность которой заключена не в священнической иерархии, а в совокупности верующих. Более того, посвящение не сообщает пастору особой власти, поскольку любой мирянин может быть уполномочен проповедовать и совершать таинства. Следовательно, пастор – всего лишь лицо, которое, благодаря специальному образованию, способно наилучшим образом наставлять и поучать верующих. Должности пасторов могут занимать женщины, не существует никаких препятствий, мешающих становиться пасторами женатым людям. Основные положения единого христианского учения были сформулированы на Вселенских соборах, где обсуждались догматические и прочие вопросы, формулировались ортодоксальные взгляды, проявлялись заботы о дисциплине в церкви и о её достоинстве. Православная церковь признаёт таковыми только первые семь Вселенских соборов, а католики насчитывают 21 Вселенский собор. Среди них самые известные: Четвёртый Константинопольский собор (869–870 гг.), четыре Латеранских, два Лионских, Венский, Констанцский, осудивший Яна Гуса; Ферраро-Флорентийский, разделивший окончательно католичество с православием; первый Ватиканский (1869–1870 гг.) и второй Ватиканский соборы (1962–1965 гг.). Начиная с XVI в. учёность и истинная вера стали решающими факторами при отборе святых для канонизации. Канонизация – это процедура, которую необходимо провести, прежде чем церковь причислит христианина к лику святых и установит его почитание.

 



 
PR-CY.ru