Христианство - Страница 92

С этих пор во всех восточных церквах перестали поминать папу при богослужении. Читая бесчисленные сочинения «против латинян», написанные после разделения церквей византийцами и православными славянами, исследователи приходят к убеждению, будто всё разделение произошло из-за мелких дисциплинарных и обрядовых различий, которым (по слепой злобе и невежеству) было придано принципиальное значение. У Фотия таких различий указано десять, у Керулария их двадцать, другие насчитывают их даже 250. Но эти различия были известны задолго до разделения и сами по себе никогда не считались достаточной причиной для нарушения церковного общения, если только не касались догмата. Сам Фотий в письме к Николаю I от 861 г. оправдывает своё возведение прямо из мирян в патриархи тем, что восточный канон допускает это: так были поставлены Нектарий (в IV в.), а также Тарасий и Никифор. Указав ряд различий между Востоком и Западом, Фотий говорит: «Ни от кого не требуется исполнения не принятого в его стране закона, лишь бы не нарушалась вера и вселенский канон». При всех попытках воссоединения стороны очень быстро соглашались признать за каждой стороной её практику, и единственными, но непреодолимыми преградами являлись неизменно главенство папы и учение о филиокве. Все остальные разногласия – не причины разделения церквей, а показатели, до чего дошло взаимное раздражение, и как тщательно одна сторона стремилась оберегаться от всякого соприкосновения с другой. До папы Пия IX (1846–1878 гг.) существенными причинами разделения (кроме указанных) считалось ещё католическое учение о значении добрых дел для спасения («пелагианство в Римской церкви») и в связи с ним учение о сверхдолжных заслугах святых, об индульгенциях и о чистилище. Пий IX, провозгласив на первом Ватиканском соборе (1869–1870 гг.) догматами мнения о непорочном зачатии Богородицы и о непогрешимости папы в вопросах веры, придал разделению церквей ещё два догматических основания. Разделение вселенской церкви на восточно-православную и римско-католическую из всех церковных разделений является самым важным по своему всемирно-историческому значению. С восточно-православной точки зрения, это разделение представляется следствием властолюбия и умственной гордости пап и неправославных (неортодоксальных) мнений и новшеств, допущенных ими в западный патриархат («латинская ересь»). С римско-католической оно рассматривается как раскол, возникший вследствие отказа Востока признавать своего законного верховного главу в лице папы Старого Рима («греческая схизма»). Православной церковью не был признан один из основных догматов католической церкви – filioque. Во время Флорентийского собора (XIV в.) догматический вопрос по этому поводу ещё считался открытым. Звучали обвинения папства не в ереси, а в превышении власти – в том, что оно, не прислушавшись к голосу вселенской церкви и несмотря на возражения Востока, частное западное мнение возвело на степень богооткровенного догмата. Например, Мартин Лютер и до, и после разрыва с папством не считал греков еретиками, а его оппоненты прямо называли их таковыми. Не было единого мнения по этому вопросу и у других иерархов церкви. Например, митрополит Московский Филарет не считал для Восточной церкви возможным составлять Вселенский собор только из себя, следовательно, не считал Запад еретическим. Нет речи ни о ереси, ни о схизме в энциклике папы Льва XIII (1878–1903 гг.) «Praeclara», а говорится лишь о разномыслии. Тем не менее, данное разделение церквей существует. Ппоэтому встают вопросы: откуда взялись «папские притязания и новшества», и почему они нашли единодушную поддержку на всём Западе и столь же единодушный отпор на Востоке? Ответ на этот вопрос надо искать в истории христианской церкви. Исторически сложилось так, что христианство разделилось на восточное и западное. Хотя формально это разделение произошло в XI в. и получило название Великой схизмы, различия в богослужении и вероучении складывались изначально. Восточные церкви – это христианские церкви, развивавшиеся в Восточной Римской империи, вне сферы влияния латинского языка и римской курии. Раскол усилился во время крестовых походов, с появлением на Востоке церковной иерархии, параллельной и соперничающей с латинской. Усилия по преодолению Схизмы на Флорентийском соборе в 1439–1443 гг. привели к тому, что часть их примкнула к католической церкви, сохранив своё особое устройство и собственную литургию. Такие церкви называют католическими церквами восточного обряда, или униатскими (к униатам принадлежит около 18 млн. верующих). Хотя восточные некатолические церкви всегда рассматривали униатские церкви лишь как попытку католиков расширить власть папы Римского и латинизировать церкви древнего обряда, тем не менее, они играют важную роль в отношениях между западными и восточными церквами.

 



 
PR-CY.ru