Христианство - Страница 96

Что касается христианского социализма, то он соединяет широкую проповедь Евангелия с богословскими рефлексиями. Но после Первой мировой войны присущий либерализму оптимизм уступил место некоторому пессимизму, который выразился в теологии швейцарца Карла Барта (1886–1968 гг.), «теологии Слова», утверждающей непознаваемость Бога, в силу чего о Боге нельзя говорить иначе как диалектически, т.е. веруя в Него. Подчёркивание этого аспекта соответствует состоянию общества, где религия находится в упадке. Среди современных теологов обычно выделяют Джона Генри Ньюмена (1801–1890 гг.), который защищал среднюю позицию между консервативным католицизмом и протестантскими церквами, порвавшими с традициями патристики, а также французского иезуита Анри де Любака (1896–1991 гг.), эксперта Теологической комиссии второго Ватиканского собора, который настаивал на том, что стремление к сверхъестественному заложено в природе человека. Стремление к сверхъестественному принято называть мистикой; христианскую мистику исследователи определяют как опыт единения с Богом в глубинах души. Среди известных и признаваемых католической церковью мистиков выделяют обычно Терезу Авильскую (XVI в.), которая много раз испытывала мистические состояния – видения, экстазы, трансверберации. Считается, что лишь при помощи таких видений можно постичь Царство Божье. В христианстве постоянно возникали ереси, несмотря на то, что основные положения вероучения уточнялись и дополнялись на Соборах. В узком смысле слова греческое слово «airesis» означает произвольный выбор философского учения; в широком смысле – выбор особого вероучения, отличного от общепринятого. Однако исторически проблема более сложная. Использование термина «ересь» обнаруживает отношение к борьбе различных идейных течений внутри самой церкви. Ортодоксия возникает в результате победы одного течения над другими, которые объявляются еретическими. Поскольку одним из основных положений христианства является догмат о боговоплощении, который утверждает, что Иисус Христос был Сыном Божьим, воплотившимся и явившимся людям в человеческом облике, чтобы, приняв страдания и смерть как человек, воссесть рядом с Богом Отцом на небесах, большинство ересей было связано с определением природы Иисуса Христа; существование единого Бога в трёх ипостасях (Отца, Сына и Святого Духа) означает тайну Святой Троицы. Считается, что все христиане получают дары Святого Духа. Эти верования, составляющее сущность христианства, сведены в «Символ веры», или «Кредо» (от латинского «credo» – «верую»). Текст Символа веры был выработан на Вселенских соборах в Никее и Константинополе в конце IV в., поэтому называется Никео-Цареградским Символом. Выкуп за грехи людей посредством жертвы, принесённой Иисусом Христом на кресте, называется искуплением, которое позволяет людям надеяться на спасение в день Страшного суда. Согласно христианскому учению, Иисус Христос будет вершить последний суд, предшествующий установлению Царства Божьего, когда праведники будут вознаграждены, а грешники – наказаны. Вера в Воскресение Иисуса Христа, являющаяся одновременно победой и над грехом, и над смертью, обещает воскресение каждому христианину. Ереси в христианстве возникали потому, что не все верующие разделяли ортодоксальные догматы. Основными ересями считаются. Адопционизм, который отрицает божественную природу Иисуса Христа, признавая Его Сыном Божьим только «по усыновлению» – после крещения в Иордане. Арианство – учение Ария из Александрии, в соответствии с которым Сын не единосущен Отцу, Который Его породил; Он божество вторичное и подчинённое. Субординатиатинизм (форма арианства) подчинял Сына Отцу в Святой Троице. Аномеизм – крайняя форма арианства: сущность Бога заключена в Отце, а природа Сына совершенно с ней несходна. Аполлинаризм – учение, отстаиваемое Лаодикийским епископом Аполлинарием (около 310 – около 390 гг.), не признававшим существование у Христа души и психологии человека. Гностицизм – оригинальное религиозное течение, появившееся одновременно с христианством, рассматривается как ересь только по той причине, что с ним боролись Отцы церкви (гностики считают, что только познание, доступное немногим избранным, даёт спасение). Докетизм – учение гностиков, утверждавшее, что тело Иисуса Христа было не более чем видимостью, и Его страдания и смерть не были реальными. С точки зрения эвионизма, учения, распространённого между иудео-христианами I в., Христос был человеком и пророком, но не Сыном Божьим. С точки зрения хомеизма, Сын только во всём подобен, но не единосущен Отцу. Энкратизм – максималистское течение, требовавшее строгой целомудренности, распространялось на Востоке между II и IV вв. Мессалинизм – аскетическое и мистическое сирийское движение IV–V вв., адепты которого вводили себя в транс и вызывали экстатические видения; осуждено на Эфесском соборе в 431 г. Оригенизм – течение мысли, утверждавшее «предсуществование» души до рождения человека. Савелианство не признавало различий между Отцом и Сыном.

 



 
PR-CY.ru