Христианство - Страница 19

Полемика с язычниками была только одной стороной христианской апологетики; другой стороной была полемика с еретиками. Не всегда эта полемика принимала литературные формы, но гностическая ересь должна была вызвать именно литературную полемику, т.к. её приверженцами были образованные люди, имевшие в своём распоряжении всю сокровищницу греческой мудрости. И первым таким апологетом был Иустин Философ (около 100 – 165 гг.). Его сочинения до нас не дошли, но ими пользовался самый выдающийся борец против ересей – Ириней Лионский (около 130 – 202 гг.). Его главным сочинением было «Обличение и опровержение лжеименного знания (gnosis)», обращённое против гностической ереси валентиниан. Учеником Иринея был второй главный ересеолог – римский епископ Ипполит (217–235 гг.), признанный антипапой, который в сочинении, состоящем из 12 книг, «Обличение всех ересей» доказывает, что обличаемые им ереси черпали своё учение отчасти из греческой философии, отчасти из астрологических и магических систем. Вторым направлением христианских писателей этого времени была догматика, т.е. изложение христианского учения. Это были отчасти трактаты, форма которых была заимствована из богатой философской литературы язычников, отчасти экзегезы, т.е. пояснительные статьи к отрывкам, личностям или мотивам Писания, форму которых, заимствованную из комментариев к греческим философам, ещё Филон Александрийский применил к Ветхому Завету. Разумеется, и апологетические сочинения могли прямо или косвенно преследовать догматические цели (например, сочинения тех же Иустина, Иринея, Ипполита), но их всех затмила так называемая александрийская школа богословов, главным образом, Климент Александрийский (называемый так в отличие от Климента, папы Римского, учителями которого, по преданию, считаются апостолы Пётр и Павел, и которому, по утверждению древних писателей, как своему сотруднику Павел посылал приветствие в своём Послании к Филиппийцам) и его ученик Ориген. На направление александрийской школы имело влияние то обстоятельство, что здесь находилась первая христианская школа катехетов, обучающая основам христианского учения. Александрийцы своим главным делом считали установление «христианского гносиса», благодаря которому «знающий» христианин, пользуясь всеми духовными преимуществами обыкновенного «верующего», возвышается над ним сознательным отношением к своей религии. Для установления этого гносиса они пользовались всей сокровищницей античной философии, в которой они видели, подобно еврейскому закону, воспитательную меру Бога по отношению к человечеству до Откровения ему христианских истин. В противоположность фанатикам вроде Татиана александрийцы были ревнителями слияния античности (т.е. лучшей её части) с христианством, подняв христианскую образованность на такую высоту, что обвинения христианства в антикультурности стали беспочвенными. Ориген (около 185 – около 254 гг.) был настоящим догматистом. Он ввёл в христианскую литературу форму экзегезы и тройной метод толкования Священного Писания: по материи, по морали и по духу. В философии он был последователем неоплатоников и отчасти Филона Александрийского. Главным образом, благодаря ему греческое учёное богословие получило тот неоплатонический характер и несколько рационалистических выводов, которые ещё при жизни автора привели его к отлучению от церкви, однако это отлучение не имело влияния на судьбу греческого богословия – уничтожить неоплатонизм оказалось невозможным. В частности, Ориген придерживался совершенно нехристианского взгляда на проблему конца света и доказывал, что в подлинном, абсолютном смысле конца света нет, и не может быть. Созданная Богом Вселенная вечна, меняется лишь сам Бог, переходя из одного состояния в другое. Основателями латинской христианской литературы считаются Римский папа Виктор I (189–199 гг.) и римский сенатор Аполлоний (180–192 гг.). Она представляет собой, с одной стороны, апологетику, с другой, вместо догматики, – практическую мораль (но писателями, впрочем, они не были, ими были Тертуллиан и Минуций Феликс). Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (155/165 – 220/240 гг.) был автором многих сочинений как апологетического, так и моралистического и догматического плана, напоминал по своему характеру Татиана и подобно ему кончил жизнь еретиком (монтанистом). От римского адвоката Марка Минуция Феликса (ум. в 210 г.) сохранилась только апология «Октавий», в которой автор подражает Цицерону и вообще пытается обосновать христианство скорее как философию, чем как религию, избегая всего, что претило интеллектуалистическому настроению римского общества. Но это было лишь начало римской христианской литературы – её расцвет относится к более поздним периодам истории. Римские власти в это время не мешали распространению христианства, лишь народные погромы приносили небольшое количество жертв. Энтузиазм держал все формы религиозной жизни христиан как бы в расплавленном состоянии, давая место свободе, граничащей с анархией, что делало особенно опасным для церкви напор гностического индивидуализма.

 



 
PR-CY.ru