Христианство - Страница 11

Эти привилегии им были даны, видимо, за оказанные в ходе борьбы за власть услуги (Цезарь и Октавиан опирались в этом на капитал еврейских общин, который приобретался в обширной торговле по всей Ойкумене; Цезарь, в свою очередь, тоже оказал евреям услугу, ликвидировав пиратство в Средиземном море). В течение столетий соперниками евреям были греки (точнее, эллины, поскольку эллинизм шире этнической принадлежности). Это соперничество ощущалось не только в торговле, но и в сфере идеологии и культуры. Не случайно иудейский канон активно формируется именно в эпоху эллинизма. В эту же эпоху Библия была переведена на греческий язык (Септуагинта), чтобы стать доступной другим народам, поскольку греческий был международным языком. Но перевод, по сути, был профанацией сакрального знания «богоизбранного» еврейского народа, который в своём стремлении к господству опирался не только на идеи исключительности, но и на развитие торгово-экономических связей. Соперничая с эллинами, иудеи были заинтересованы в укреплении римской государственности, в безопасности торговых путей в пределах империи; они были заинтересованы и в расширении её пределов. Поэтому не исключено, что иудеи финансировали завоевательные походы римской армии и получали с этого немалые прибыли. В любом случае, они могли беспрепятственно ходить, ездить и плавать от одной общины к другой, которые находились друг от друга на расстоянии одного или двух дней пути. Иисус, как известно, тоже свободно ходил по Галилее и проповедовал в синагогах; и апостолы не брали с собой пищи больше чем на три дня. В книге «Дидахе» специально оговаривается, что если апостол просил денег, а не ограничивался хлебом на три дня, то это – ложный апостол. Отсюда становится понятно, что сеть еврейских общин была на территории Римской империи очень обширной. Соперничество иудаизма с эллинизмом наиболее ярко проявилось в философском учении Филона Александрийского (около 50 г. до н.э. – около 50 г. н.э.), который считал источником греческой мудрости священное откровение Ветхого Завета, из которого, по его мнению, черпали древние философы. Согласно Филону, книги Моисея в каждой букве не только подлинника, но и греческого перевода заключают в иносказательной форме учение Платона, Пифагора, Зенона и Клеанфа, а всё Священное Писание есть аллегория, и задача толкователя – раскрыть скрытый в ней «духовный» смысл. За пределы всей греческой философии Филон Александрийский выходит в разработанной им аскетической этике, где он сближается не только со стоиками, но и с киниками в стремлении к умерщвлению чувственности. Его мораль получает новую, религиозную окраску, она проникнута сознанием греховности человека, неспособного побороть чувственность и спастись собственными силами; единственным источником добра является Бог. Тем самым Филон Александрийский выступил посредником между философией и Откровением, и в дальнейшем его взгляды оказали огромное влияние на формирование учения христианства. Роль апостолов, видимо, и заключалась в распространении среди прозелитов нового отношения к собственности. Однако эти идеи были подхвачены эллинами, которые стремились ослабить претензии иудаизма на мировое господство (и, прежде всего, влияние еврейского капитала на политику римских властей). Именно в борьбе с Гнеем Помпеем за власть над Римом Юлий Цезарь одержал победу. Помпей взял Иерусалим в 63 г. до н.э., и евреи, перенимавшие греко-римскую культуру, могли ослабить власть Рима над Иудеей, поддержав Цезаря, а затем и Октавиана. Но император Веспасиан ничем не был обязан евреям, и, видимо, не сумев с ними договориться, ввёл войска в Палестину. Не исключено, что он сказал солдатам, которым задержал выплату жалованья: «Все деньги находятся в Иерусалиме. Пойдите и возьмите их». Римские солдаты, считая, что в Храме находятся несметные сокровища (поскольку евреи столетиями платили Храму десятую часть всех доходов), разнесли его по камню, оставив только западную стену. Однако, не найдя там ожидаемых сокровищ, стали продавать в рабство пленных евреев (было продано свыше миллиона человек). Борьба христианской общины с иудаизмом и поддерживавшей его римской государственностью нашла отражение в «Апокалипсисе» апостола Иоанна Богослова, который с обидой на Римскую империю ругается в своей книге: «Блудница вавилонская», увидев в этом конец истории. Но передел собственности внутри еврейских общин остановить уже было невозможно; а смена собственника всегда сопровождается сменой идеологии. Тот факт, что эта новая идеология возникла внутри иудаизма, не вызывает сомнения уже потому, что только в иудаизме могла родиться мысль, что Бог есть любовь, и что Он первым полюбил человека. Отсюда требование, чтобы люди любили друг друга, как самих себя. На практике этот дух христианской любви проявлялся в институте милостыни и в оказании помощи учителям и должностным лицам, вдовам и сиротам, больным, слабым и неспособным к работе членам общины. Но для этого нужны были средства, которые вносили члены общины в качестве жертвы. Ветхозаветное желание «договориться» с Господом уходит корнями в египетскую «Книгу мёртвых», призванную лжесвидетельствовать на Страшном суде.

 



 
PR-CY.ru