Тема 2. У истоков христианства: становление учения и отношения с государством - Страница 19

Эта внутренняя централизация прогрессировала в ущерб общинному самоуправлению. Выбор епископов от общины окончательно переходит к клиру как преимущественному носителю даров Святого Духа. Нет сомнения, что гонения значительно содействовали усилению епископата, поскольку были направлены преимущественно против клира. Церковь прославляет в этот период именно епископов-мучеников, чтобы подчеркнуть святость их власти, дающую право отпущения грехов, якобы подтвержденное и признанное за епископами вследствие победы над монтанизмом. Наконец, епископы отстаивали свое право владеть имуществом общины, право, присвоенное не общине как таковой, а именно епископу как ее представителю. Императоры тем самым оспаривали с клиром свое право распоряжаться имуществом христианской общины, а вместе с ним – и христианами. Таким образом, гонения на христиан объясняются не особенностями их верований, а вмешательством клира в имперскую политику Рима.

Таким образом, смешение восточного дуализма с христианством произвело манихейство, монтанизм и другие секты, которые в несколько изменившемся виде существовали даже в новой европейской истории (вальденсы, богомилы и т.д.). Из смешения с христианством древнего иудаизма возникли самые первые по времени секты во II и в III вв.; из стремления скомпилировать в одно целое наиболее отвлеченные доктрины христианства (например, учение о Боге Слове) с учением о Логосе платоников и неоплатоников получили свое начало рационалистические ереси III и IV вв. Намерение поставить христианское учение на один уровень с философским мировоззрением привело к рационализму, каковым и было арианство с его разновидностями.

3. Арианство и учение апостола Павла.

Имя Ария открывает собой череду великих христианских ересиархов IV—VIII вв. Он был одним из вечно проклинаемых врагов Вселенской церкви, которым она обязана многолетними расколами, нескончаемыми смутами и одновременно – взлетом богословской мысли, святоотеческой литературой. Арий был одним из тех побежденных, но не признавших своего поражения врагов православия, в борьбе с которыми только и могла сформироваться христианская догматика.

О его жизни известно сравнительно мало. По происхождению он был ливийцем, учился в Антиохии, позже перебрался в Александрию, где после 310 г. стал пресвитером. Год рождения его не известен, но к тому моменту, когда о нем узнали за пределами Александрии, он был уже далеко не молод. В 312 г. Арий являлся одним из кандидатов в александрийские епископы, но был избран не он, а его будущий оппонент Александр. Впоследствии ни тот, ни другой не вспоминали о былом соперничестве, но чувство взаимного нерасположения осталось в них навсегда, так что им нетрудно было при случае стать врагами.

Заблуждения Ария обнаружились в 317 г., когда епископ Александр по обыкновению собрал около себя пресвитеров для совета, предлагая им для разъяснения догматические вопросы. Когда речь зашла о единстве Божественной Троицы, Александр употребил выражение: «Бог есть Троица в Единице и Единица в Троице». Арий стал резко возражать епископу и обвинил его в ереси (савелианстве). Возник спор, который не привел к общему согласию. Для окончательного разъяснения был назначен публичный диспут. С этого диспута и ведет свое начало арианская ересь.

 



 
PR-CY.ru