Тема 2. У истоков христианства: становление учения и отношения с государством - Страница 18

Это находило отклик в тогдашнем христианском обществе, и даже епископы нередко побуждали свою паству бросать все, раздавать имущество, расторгать браки. И хотя организация монтанистов была слабая, но еще в V в. они встречались в ряде областей, в VIII и IX вв. монтанисты выступают вместе с павликианами. В дальнейшем с Востока монтанизм перешел на Запад, выдвинув на первый план нравственные требования. Здесь оказался и лучший его литературный представитель – Тертуллиан, работа которого оказала влияние на формирование церковных идеалов Запада. Он отделил христианское учение от философии, полагая, что между философом и христианином нет ничего общего, хотя воспринял ряд идей стоицизма. Ему принадлежат ставшие крылатыми слова: «Верую, ибо это нелепо (абсурдно)». В отношении к государственному устройству Тертуллиан также придерживался крайних позиций. Он утверждал, что христиан вообще не должно интересовать государство как таковое, если они узнали Христа.

К ереси монтанистов привело оттеснение усилением власти епископов пророческого экстаза и эсхатологических ожиданий первоначального христианства, что ускорило объединение христианских общин в единую Церковь. На языке церковной догматики ересь означает сознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного и сформулированного догмата христианской веры и вместе с тем – выделение из состава Церкви нового общества. Значение слова «догмат» было известно еще античным авторам (например, Цицерону). Словом «dogma» обозначались такие доктрины, которые, будучи общеизвестными, имели значение неоспоримой истины.

Церковная догматика различает два смысла ереси: раскол как обособление верующих вследствие разногласия в обрядовом учении и непреднамеренные ошибки из-за того, что тот или другой вопрос не был своевременно решен.

Источниками ересей обычно были: 1) нежелание иудеев и язычников, а также последователей восточного дуализма окончательно расстаться со своим прежним религиозным и философским мировоззрением; 2) стремление более сильных умов поставить христианское учение на один уровень с философским мировоззрением античного мира, лишив тем самым статуса богооткровенного учения; 3) самобытное богословствование христианских учителей на основании Священного Писания, лишенное церковного предания и общего голоса Церкви. Кроме этого к ним относятся частные или личные мнения церковных учителей и отцов Церкви, которые Церковь хотя и не признает, но и не отрицает.

После победы церкви над апостольско-пророческой реакцией монтанизма последовало усиление значения клира как обособленной части христианской общины. Например, папа Фабиан учредил низший клир в пяти степенях и разделил свою общину в соответствии с административным делением города Рима на регионы, определяя в каждый приход по одному диакону или субдиакону. Вскоре после Фабиана папа Дионисий определил епархии (диоцезы), подвластные его митрополичьей кафедре, чем и была завершена централизация Церкви в Италии, за которой последовала централизация всей Церкви. В результате из соперничающих с Римом митрополий вначале была сломлена эфесская, а затем и антиохийская. Другие митрополичьи и епископальные Церкви еще отстаивали свою самостоятельность, ссылаясь на апостольское преемство, ради которого составлялись табели епископов вплоть до какого-нибудь апостола-основателя.

 



 
PR-CY.ru