Тема 2. У истоков христианства: становление учения и отношения с государством - Страница 11

Но не хлебом единым жив человек. Потребность в общении для человека как существа социального не менее важна, чем биологическая потребность поддержания жизни. Но при общении всегда возникают разногласия, поэтому идеальным объектом для общения выступает Бог, который якобы все видит, все слышит и все понимает. Отсюда – желание уйти от общения с людьми, чтобы сосредоточиться на общении с Богом, т.е. стать монахом. Однако состояние одиночества для человека является неестественным и требует особых моральных и душевных качеств, своего рода таланта. История знает очень много случаев, когда желание достичь святости, т.е. особого состояния духа при помощи одиночества приводило не к святости, а к одичанию. И не случайно вокруг одиноких отшельников сразу же возникал кружок единомышленников. Среди них сразу же начиналось выяснение разногласий, общих точек соприкосновения и вопроса о том, кто здесь главный. А также вопроса отношения к личной собственности. Роль апостолов, видимо, и заключалась в распространении среди прозелитов этого нового отношения к собственности. И первым борцом был апостол Павел – это он начал создавать церковную организацию. А по какому праву? Не зная Христа, он начал церковное строительство. Правоверный иудей, фарисей и книжник, один из привилегированных членов иудейской общины – и ему является Христос! С Ним он не виделся, Его учеников не знал, не знал и Его учения. Для того чтобы кому-то что-то рассказать, надо самому сначала узнать и чему-то научиться. А Павел сразу бросился проповедовать, устраивать Церковь. И уже за три года он наплодил много христианских Церквей по всему языческому миру. Каких? Иудейских, конечно! Потому что он никакого другого церковного устроения не знал.

Но любая организация строится по иерархическому принципу, т.е. по принципу господства-подчинения. Мифы говорят о том, что Вселенная была создана Богом из хаоса, т.е. в нее был внесен определенный порядок. Но порядок всегда предполагает иерархию. Принцип самоуправления первоначальной Церкви был нарушен епископами, которые, объединившись в собственную «иерархию», стали сами друг друга выбирать не из числа членов церковной общины, нуждавшейся в епископе, а из своего круга личных друзей и подчиненных. Таким образом, епископы, а затем и священники стали назначенцами. И скоро сложилась формула, что «Церковь (епископы имели в виду только себя, как служителей) должна служить и угождать Богу, а не человекам». Епископы теперь зажили отдельной жизнью собравшейся вместе в «Единую Соборную Церковь» административной верхушки. А «на приход» епископ вместо себя, занятого якобы великими свершениями, например, борьбой с «еретиками» за «чистоту веры», стал присылать пресвитера.

Клир, таким образом, превратился в замкнутую самодостаточную касту, пользующуюся при этом благами, которые народ поставлял. А чтобы лучше обставить свою значимость и важность, епископы стали устраивать особые богослужения. Значит, самые главные люди – это те, кто богослужение устраивают, а все остальные должны этих людей содержать, кормить, слушаться и подчиняться. И все это создавалось по типу ветхозаветной церкви.

Однако внешнего устройства организации никогда не было достаточно для ее эффективного управления. Для этого нужна еще идеология, а также определенные руководства по религиозному воспитанию и отправлению культа. Таким руководством в те времена служила книга, дошедшая до нас под названием «Учение двенадцати апостолов», или «Дидахе». Показательно, что в первой части текста ни Евангелие, ни Христос не упоминаются, а термин «апостол» не имеет ничего общего с привычным наименованием. Шесть первых глав книги представляют собой рассуждение на тему о двух путях, один из которых ведет к жизни, другой – к смерти. Путь к жизни – это путь любви к Богу и ближнему, в кротости сердца и мягкости поведения. Путь к смерти вымощен всеми теми пороками, которые свойственны любому обществу древнего мира. Целомудрие при этом рекомендовалось, но не предписывалось.

На собраниях верующих совершалось публичное исповедание грехов, точно так же, как и еврейской общине. Возбранялось заниматься магией, заклинаниями или астрологией, а также предсказаниями. О распятии на кресте нет ничего и в помине, зато много внимания уделяется лжепророкам. Видимо, их странствия были не редкостью. Рекомендуется заботиться о малоимущих, заблудших и безработных, что говорит о том, что раннехристианские общины были своего рода кассой взаимопомощи, широко занимались благотворительностью. Но именно для занятия благотворительностью первоначально и собиралось имущество Церкви.



 
PR-CY.ru