Тема 2. У истоков христианства: становление учения и отношения с государством - Страница 12

2. Мировоззренческий конфликт ранних христиан с вероисповедной политикой Римской империи.

Первоначально римская власть христианство просто не замечала, поскольку христиане довольно долго жили под покровом иудаизма и в первое время никак себя от него не отделяли. Римская администрация не делала различий между иудейскими сектами и течениями, которых тогда существовало великое множество. Римские официальные лица просто не понимали, в чем иудейские первосвященники обвиняют Павла и других апостолов, и не видели за ними какой-либо вины. Отношения христиан с римскими властями сильно обострились, когда они отделились от еврейской общины с ее привилегиями, а поводом (но не причиной) послужил культ императора. Непризнание официального культа влекло за собой обвинение в оскорблении, прежде всего, императора, а в его лице и всего римского народа. Дела такого рода всегда решались только по отношению к лицам, принадлежащим к римскому гражданству, в порядке административного надзора, при этом определяющую роль играло свободное мнение магистрата. Иначе говоря, христиане находились в полной зависимости от произвола римской администрации. Поскольку среди простонародья держалась худая молва о странностях культа и нечистой жизни христиан, то поводов для привлечения их к административной ответственности было немало. Если учесть, что процесс выделения христианских общин из иудейских сопровождался имущественными спорами, то можно предположить, что инициативу преследования христиан взяло на себя римское государство только в середине III в., но это было связано уже с другой категорией римских граждан – солдат-христиан.

Мнение о том, будто христианство преследовало социально-реформаторские цели, проявляя заботу о рабах, следует признать неправильным, поскольку улучшение юридического положения невольников было делом римского законодательства. Все должно было вскоре закончиться их освобождением, но именно христианство не позволило довести это дело до конца, потому что христианская теория была в этом отношении регрессом, т.к. своим признанием официального положения рабов она как бы освятила рабство. Подвиги милосердия христиан больше всего действовали на умы язычников, тем более что они совершались не только в пользу христиан. Эта забота и была главным фактором в образовании единой христианской Церкви.

Пока христианство не касалось вопросов собственности (а без нее трудно было осуществлять подвиги милосердия), проповедь не встречала препятствий. Известно, что иерусалимская община уже к 58 г. н.э. считала своих членов тысячами и продолжала держаться Моисеева обрядового Закона. По-видимому, иудеи в Палестине, как и вне ее, не имея возможности прямо вредить распространению христианства, старались натравить против него римские власти, да и то не слишком усердно, поскольку христианство ревностно относилось к отечественному закону.

Израильские законники гнали христианство и соединились в этом с язычниками. Именно они распространяли про христиан клевету о том, что это бесчеловечный, сатанинский культ, где убивают младенцев и пьют их кровь. Эта ложь была обращена к язычникам, которые ничего не знали о христианстве. Первые гонения на христиан были не за Христа, потому что никто и ничего не знал о Христе.

 



 
PR-CY.ru