Тема 7. Церковь и государство в Европе в XVIII–XX вв. - Страница 27

Иначе говоря, несмотря на существование различных религий, единственной, вмещающей в себя «полноту религиозной жизни», является все-таки христианская религия, при этом только католическая Церковь ее наиболее полно выражает. Словно забыв о том утверждении, что «вне Церкви нет спасения», принимая на вооружение достижения гуманистической философии о ценности отдельной личности, Собор заявляет в своем документе «О религиозной свободе»: «Настоящий Ватиканский Собор заявляет, что человеческая личность имеет право на религиозную свободу. Эта свобода состоит в том, что все люди должны быть свободны от принуждения со стороны как отдельных лиц, так и социальных групп, а также какой бы то ни было человеческой власти, дабы благодаря этому в религиозных вопросах никто не заставлял действовать против своей совести и не препятствовал действовать в должных пределах согласно своей совести: как в частной, так и в общественной жизни, как в одиночку, так и в обществе с другими людьми».

Таким образом, впитав в себя достижения современной философской мысли и присвоив себе несвойственное Церкви отношение к вопросу о свободе совести, II Ватиканский собор изъявил ясное желание адаптироваться к изменившемуся миру, не делая упор на формулировке новых догм и не отрицая права личности на религиозное самоопределение. Поэтому решения Собора сыграли огромную роль в обновлении церковной жизни.

Католическая церковь провозгласила, что она вероучительно не связывает себя ни с какой формой отношения к собственности, что дало ей возможность занять позицию конструктивной критики многих отрицательных сторон жизни стран Запада. Церковь провозгласила курс на развитие движения в защиту мира и осудила любые формы военного решения спорных вопросов. Изменения в области вероучения были также радикальными: провозглашен курс на достижение христианского единства; осуждены проявления религиозной нетерпимости и антисемитизма, в прошлом свойственные католической Церкви; иначе сформулирована задача духовенства – служить людям, а не создавать некую форму власти. После окончания Второй мировой войны стремление осудить свойственные ранее католической Церкви проявления антисемитизма было особенно актуально, и кардинал Йосеф Ронкалли, став папой, эту ситуацию сумел использовать наилучшим образом.

Впрочем, на практике воплощение решений II Ватиканского собора проходило не всегда успешно. Например, папа Иоанн Павел II (1978–2005 гг.) внес в литургическую практику ряд изменений, восстановивших старые богослужебные нормы. Тем не менее, после этого отмечается оживление деятельности католической Церкви, что нашло особое отражение в ее восточной политике, поддержавшей стремление к обновлению политических систем стран Центральной и Восточной Европы в начале 90-х гг. XX в.

По заранее выданной рекомендации Иоанна XXIII папой стал миланский кардинал Джованни Батиста Монтони, принявший имя Павла VI. Программой нового папы стало завершение работы II Ватиканского собора и воплощение в жизнь его решений.

 



 
PR-CY.ru