Тема 9. На пути к российской имперской идее - Страница 19

Важным следствием автокефалии стало окончательное разделение Русской митрополии. Великий князь литовский и король польский Казимир IV Ягеллончик признал Иону митрополитом Киевским и всея Руси, однако в 1458 г. Константинопольский патриарх-униат Григорий Мамма поставил Киевским митрополитом сподвижника Исидора Григория Болгарина. В результате Киевская митрополия, пребывавшая в канонической зависимости от Константинопольской патриархии и объединявшая православные епархии Литвы и Польши, продолжала существовать отдельно от Москвы, а преемник Ионы Феодосий первым из предстоятелей русской Церкви стал носить титул митрополита Московского и всея Руси.

Православие в западнорусских землях в результате разделения Русской митрополии подверглось сильному католическому давлению. Итогом стала впоследствии Брестская уния 1596 г., объединившая все западнорусские православные Церкви с католической под главенством Римского папы. Лишь в 1620 г. совместными усилиями православных братств, украинского казачества и Иерусалимского патриарха Феофана православная Киевская митрополия была восстановлена, а в 1685 г. она воссоединилась со всей русской Церковью.

4. Священство и царство в Московской Руси (XV–XVII вв.).

Российское государство с центром в Москве на рубеже XV–XVI вв. выступило в качестве своеобразного преемника Византийской империи и Золотой Орды. Это обусловило особую специфику имперской идеи Московского царства, явившейся важнейшим религиозно-политическим фактором государственной интеграции разнородных этносов евразийского пространства.

Отличие народа от этнографической общности состоит в том, что его бытие реализуется через своеобразное историческое задание, обусловленное его ценностной ориентацией. Историческое задание русского народа, определившее его идентичность, было сформулировано в московский период как российская имперская идея – сложный комплекс религиозно-идеологических представлений об эсхатологическом смысле и предназначении российской государственности, характере и целях великодержавного строительства. Имперская модель мироустройства восходила к ветхозаветным пророчествам, переосмысленным в русле восточнохристианской византийской традиции. Центральное место в этой модели занимала идея удерживающей государственности. Богоустановленное государство как форма организованного бытия в его служении замыслу Божию мыслилось в качестве силы, противостоящей разгулу мирового зла и удерживающей мир от беззакония.

Высшим типом такой удерживающей государственности является вселенская империя, учение о которой восходит к ветхозаветной Книге пророка Даниила. Он говорил о явившихся к нему в видении четырех зверях – четырех земных царств. Каждое из них будет господствовать над миром вплоть до прихода Мессии, чье царство пребудет вечно. Эсхатологическая традиция толковала эти четыре земных царства как сменяющие друг друга великие империи древности: Ассиро-Вавилонскую, Мидо-Персидскую, Греко-Македонскую и Римскую. При этом роль Римской империи в связи с Боговоплощением в ней Иисуса Христа являлась уникальной. Сын Божий, будучи по плоти римским подданным, тем самым придал Риму значение последнего земного царства, которое будет существовать до Его второго пришествия, т.е. эсхатологического завершения человеческой истории.

 



 
PR-CY.ru