Тема 9. На пути к российской имперской идее - Страница 14

С самого начала паству там составляли не только русские люди и жившие в ордынских землях представители других православных народов (например, греки и аланы), но также выходцы из монголо-татарской среды, для которых христианская религия не была абсолютно чуждой. Еще в начале XIII в. между Днепром и Доном кочевали целые орды православных половцев, находившихся под властью ханов Георгия Кончаковича и Даниила Кобяковича. Среди протомонгольских племен Великой степи христианство распространялось в несторианской форме. Часть из них впоследствии примкнула к православию.

Сарайская епархия оставила заметный след в российской истории. С упадком Золотой Орды резиденцией Сарайских и Подонских епископов в 1454 г. сделался Крутицкий Успенский монастырь в Москве, а сама епархия стала именоваться Крутицкой. Золотоордынские ханы, покровительствуя православной Церкви, в конечном счете, все же сделали свой выбор в пользу ислама. Тем не менее, «крещение Орды» на рубеже XIII–XIV вв. было вполне вероятным. В этом случае еще тогда на территории Евразии могло возникнуть обширное православное государство с мусульманским меньшинством. Такое государство, ставшее лидером всего евразийского культурного мира, действительно сложилось два века спустя, но уже под властью московских государей.

Еще одним из последствий учреждения в Сарае православной епархии стал провал всех попыток католического прозелитизма среди жителей Золотой Орды. Несмотря на то, что в 1315 г. в Сарае было образовано римско-католическое епископство, сильные позиции православного духовенства не позволили католикам добиться каких-либо заметных успехов. Более того, в конце XIV в., при хане Тимур-Кутлуге, все свидетельства католической проповеди среди ордынцев были уже уничтожены.

3. Путь к церковной автокефалии.

Перемещение центра церковной жизни на Северо-Восток имело и политические последствия. Владевший Киевом галицко-волынский князь Юрий Львович, недовольный тем, что митрополичья кафедра оказалась вне его владений, в 1303 г. добился от византийского императора Андроника II Палеолога и константинопольского патриарха Иоанна XII Космы учреждения самостоятельной Галицкой митрополии. Но разделение церковного диоцеза Руси совсем не входило в планы Царьграда. Поэтому новый патриарх Афанасий I восстановил его единство, причем весьма хитроумным способом. Когда обе митрополичьи кафедры оказались вакантными, каждый их князей выдвинул своего кандидата в митрополиты. Патриарх в 1308 г. сделал свой выбор в пользу Галицкого игумена Петра, который при этом был постановлен не в качестве митрополита Галицкого, а как митрополит Киевский и всея Руси, объединившей под своей властью обе части Русской митрополии.

Проведя замещение вакантной кафедры подобным образом, Афанасий I сделал то, о чем его не просили ни Юрий Галицкий, ни Михаил Тверской (он был тогда владимирским великим князем), желавшие каждый иметь у себя митрополита. Особенно если учесть тот факт, что Петр, согласно канонической традиции, должен был иметь свою резиденцию во Владимире, где погребли его предшественника Максима.

 



 
PR-CY.ru