ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 119

В Сборнике чудес священномученика Адальберта упоминается и святой Станислав, после его убийства рухнуло Польское королевство, созданное молитвами Адальберта. Одновременно была составлена рифмованная служба святому. В это время в Плоцке, принадлежавшем к Мазовецкому княжеству, предпринимались попытки начать канонизационный процесс епископа Вернера, который был убит в 1170 или 1172 г., защищая имущественные права церкви. Плоцкий епископ Пётр Нидлих (1261–1270 гг.) призвал к почитанию гробницы Вернера в кафедральном соборе и поручил декану собора Иоанну составить его Житие. Исследователи отмечают, что это краткое произведение представляет собой смесь скудных сведений о жизни епископа Вернера, посмертных явлениях и чудесах. В первой половине XIII в. в Польше начали деятельность нищенствующие монашеские Ордена, которые принесли новое представление об идеале христианской жизни в миру, отразившееся в житийной литературе. Тогда же было составлено «Житие святой Ядвиги», вдовы Силезского герцога Генриха, принявшей постриг в цистерцианском монастыре в Тшебнице (канонизирована в 1267 г.). Житие разделено на главы, повествующие о добродетелях святой – воздержании, смирении, набожности, аскетизме и милосердии, а также о её чудесах и даре провидения. Произведение завершается описанием многочисленных исцелений у её гробницы. По такому же принципу (за исключением описаний чудес) построено и краткое «Житие святой Ядвиги». Аналогичные мотивы, во многом почерпнутые из агиографической традиции католической святой Елизаветы Тюрингской, присутствуют в кратком «Житии святой Анны Силезской», а также в Житиях святой Саломеи, королев Галицкой, и Кунигунды (Кинги), вдовы князя Краковского (все эти Жития были составлены на рубеже XIII и XIV вв.). Более традиционным по содержанию произведением является «Житие и Чудеса святого Гиакинфа», составленное, как полагают исследователи, в 1350 гг. доминиканцем Станиславом из Кракова. Гиакинф (Яцек Одровонж; около 1183 – 1257 гг.) был основателем первых доминиканских монастырей в Польше, а также монастыря в Киеве. В XVI в. был сделан ряд добавлений к Житию: об открытии мощей, о новых чудесах и об освящении во имя католического святого капеллы в доминиканском монастыре в Кракове. Новым явлением в Польше стала житийная литература на народном языке, важность употребления которого подчёркивалась в постановлениях ряда провинциальных синодов XIII в. В 1285 г. Гнезненский архиепископ Якуб Свинка предписал назначать на приходы только знающих польский язык, чтобы священники произносили по-польски проповеди и некоторые литургические молитвы. На рубеже XIII и XIV вв. доминиканец Перегрин из Ополе составил сборник проповедей («Sermones de tempore et de sanctis»), получивший широкую известность (с 1475 г. неоднократно издавался). Опираясь на «Золотую легенду», Перегрин включил в сборник проповеди о святых Адальберте, Станиславе и Ядвиге. По свидетельству историка Яна Длугоша (1415–1480 гг.), уже в XIV в. существовали польские варианты «Vitae patrum» и «Золотой легенды» Иакова из Варацце. В начале XV в. были составлены «Гнезненские проповеди», куда вошли 95 латинских и десять польских текстов. На рубеже XIV и XV вв. создавались эпические песни на сюжеты Житий святых Алексия, Иова, Доротеи, Екатерины, Христофора. Распространение получили религиозная лирика, апокрифические произведения. Одновременно развивалась и «учёная» латинская литература. В 1460 гг. краковский каноник Длугош в ряду других агиографических сочинений составил пространное «Житие святого Станислава».

 



 
PR-CY.ru