ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 117

Исследователи отмечают, что так же как и первое Житие, это произведение отличалось возвышенным стилем, обилием риторических вопросов и восклицаний, однако его композиционный замысел проще, в нём содержалось больше биографических подробностей. Потерпев неудачу в проповеди среди «тёмных венгров», Брунон посетил Киев (январь 1008 г.), проповедовал среди печенегов (конец февраля – конец августа 1008 г.) и затем прибыл в Польшу. Там он узнал о гибели от рук разбойников пяти монахов, насельников монастыря в Мендзыжече (в современном Любушском воеводстве), с двумя из которых был знаком в Италии. Брунон составил «Житие пяти братьев-отшельников» («Vita quinque fratrum eremitarum»), в котором изложил свои воспоминания о них и размышления о мученическом подвиге. В 1009 г. он был убит во время проповеди язычникам, по мнению исследователей, полабским славянам, пруссам или мазовшанам. Своеобразным памятником житийной литературы исследователи называют вымышленную по содержанию краткую повесть о гибели святого Брунона, написанную от имени якобы выжившего ученика святого Виперта. В ней сообщается о сожжении епископом идолов и его немедленной казни по приказу языческого князя Нетимера. Более достоверный, по мнению исследователей, рассказ о гибели Брунона содержится в «Хронике» Титмара Мерзебургского, а также в «Житии святого Ромуальда», составленном около 1042 г. Петром Дамиани, где впервые засвидетельствовано почитание Брунона как мученика. Дискуссионным является вопрос о происхождении третьего, краткого «Жития святого Адальберта», известного исследователям по рукописи из монастыря Тегернзе (Бавария). По одной из версий, оно было составлено вскоре после 1038 г. в Польше, по другой версии – в Германии. По мнению исследователей, Житие отчасти основано на устной традиции: так, в нём впервые со ссылкой на предание (ut fertur) приводится рассказ о принесении неким странником головы священномученика Адальберта князю Болеславу. Исследователи отмечают, что язык и стиль этого Жития гораздо проще, чем язык и стиль предшествующих произведений, однако автор использует элементы ритмической прозы и аллитерации. Ранние Жития святых миссионеров и мучеников оказали влияние на последующую агиографическую традицию. Это исследователи видят в «Хронике» Галла Анонима, составленной в 1110 гг. Уделяя основное внимание политической истории страны, хронист рассказывает о святом Адальберте, деятельность которого, по его мнению, способствовала укреплению христианства в Польше, а также о встрече князя Болеслава II с Оттоном III у мощей Адальберта в Гнезно. Оформление церковной структуры в Польше при Болеславе рассматривалось поздними хронистами как результат миссии святого Адальберта. В «Хронике» также отмечается, что святой спас жителей Гнезно от нападения язычников. По свидетельству Галла Анонима, во время вторжения чешского князя Бржетислава I (1039 г.) мощи священномученика Адальберта были вывезены в Прагу. Однако это не привело к ослаблению почитания: в 1127 г. в гнезненском соборе были обретены якобы спрятанные клириками мощи святого. Около 1175 г. для храма, по мнению исследователей, в Германии были изготовлены бронзовые двери с 18 рельефными сценами из «Жития Адальберта» – от рождения святого до захоронения его мощей в Гнезно. В XII в. развивалось почитание древних мучеников (Маврикия, Флориана, Сигизмунда), реликвии которых были доставлены в Польшу.

 



 
PR-CY.ru