ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 115

Одним из последних произведений чешской средневековой житийной литературы исследователи называют перевод легенды о святых Варлааме и Иоасафе, выполненный в конце XIV в. Томасом из Штитне. Сохранились также отрывки стихотворного чешского «Жития блаженной Агнессы» (ум. в 1282 г.), основательницы монастыря кларисс в Праге. Оно составлено с учётом более раннего латинского Жития, созданного под влиянием житийной литературы нищенствующих Орденов. В XV в. по причине богословских споров, инициированных Яном Гусом и его сторонниками, а затем гуситских войн и Реформации житийная литература в Чехии почти не развивалась. Её возрождение стало возможным в эпоху Контрреформации в Чехии (с 1620 г.) и было связано с деятельностью иезуитов. Новые агиографические сочинения создавались в русле барочной литературы. К ним исследователи относят духовную лирику Адама Михны (около 1600 – около 1676 гг.), преподавателя иезуитской коллегии в Йиндржихув-Градеце, ряд канционалов которого посвящён святым Кириллу и Мефодию, Норберту и др. Иезуит Феликс Кадлинский (1613–1675 гг.), известный исследователям как автор цикла мистических гимнов Христу, создал новые Жития святых покровителей Чехии Вячеслава («Жизнь и слава святого Вацлава», издано в 1699 г.) и Людмилы («Жизнь святой Людмилы», издано в 1702 г.). Иезуитом Фридрихом Бриделем (1619–1680 гг.) были написаны «Житие святого Иоанна Пустынника» (1656 г.), стихи о святых Вячеславе и Прокопии. Характерными чертами этих произведений исследователи называют использование как стихотворного, так и прозаического текста, чередование словесных и музыкальных партий. Агиографы-иезуиты подчёркивали идеализированное католическое прошлое Чехии, когда страна, почитавшая своих святых, была могущественной и независимой. В этот период особое распространение получило почитание католического святого Иоанна Непомуцкого, генерального викария Пражского архиепископства, убитого в 1393 г. по приказу германского короля Венцеслава (чешский король Вацлав IV). В более поздней традиции Иоанн Непомуцкий изображался как духовник королевы, убитый за отказ выдать тайну её исповеди. Иезуитский историк и агиограф Богуслав Бальбин составил «Житие святого Иоанна Непомука» (1670 г.). Отличавшееся драматизмом и трагическим колоритом повествования, оно было отвергнуто архиепископским капитулом как исполненное литературных вымыслов и не соответствующее историческим данным, однако болландисты включили его в издание «Acta Sanctorum». Богуславу Бальбину также принадлежит сочинение «Святая Богемия, или О святых Богемии, Моравии, Силезии и Лужицы» (1682 г.), он впервые издал «Легенду Христиана». Почитание святого Иоанна Непомуцкого возросло после его беатификации (1721 г.) и канонизации (1729 г.) папой Бенедиктом XIII. Иезуиты способствовали развитию духовной лирики и гомилетики, инициировали создание театральных произведений, тяготеющих к стилистике барокко (драма о святом Вячеславе, 1723 г.) или к традициям средневековых мистерий («Игра о святом мученике Георгии» Я. Киллара). С завершением эпохи Контрреформации, которое сопровождалось вытеснением иезуитов с господствующих позиций в сфере культуры и образования, житийные произведения исчезают из чешской литературы.

 



 
PR-CY.ru