ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 112

Жития чешских святых составляют основной корпус оригинальной славянской литературы Чехии и свидетельствуют о сохранении здесь кирилло-мефодиевских традиций до конца XI в. Специфика местной славянской житийной литературы заключалась в том, что она существовала в стране с преобладанием западного обряда богослужения и развивалась в теснейшем взаимодействии с латиноязычной агиографией. Это исследователи объясняют и тем, что главные памятники ранней чешской житийной литературы представляют Жития, посвящённые правителям, – благоверному князю Вячеславу (Вацлаву; 921–935 гг.) и его бабушке мученице Людмиле, небесным покровителям Чешского государства. По преданию, чешский князь Борживой (870–889 гг.) принял крещение от святого равноапостольного Мефодия, архиепископа Паннонского. В 921 г. вдова Борживоя Людмила погибла в результате заговора, организованного её невесткой Драгомирой. Придя к власти, внук Людмилы князь Вячеслав сослал Драгомиру, но впоследствии был убит по приказу брата, будущего князя Болеслава I. По мнению исследователей, во второй половине Х в. в среде славянского духовенства, близкой к княжескому двору, были созданы первые Жития святых Вячеслава и Людмилы. Славянское «Житие князя Вячеслава» (так называемое первое Житие, или «Востоковская легенда») не сохранилось в рукописях собственно чешского происхождения, а представлено тремя редакциями в глаголических хорватских бревиариях конца XIII – XV вв. и в восточнославянских (древнерусских) Торжественниках и Минеях Четьих конца XV – XVII вв. Оно же послужило источником краткого Жития и повести о перенесении мощей князя в составе древнерусского «Пролога» второй редакции. По мнению исследователей, Житие отличается простотой изложения, в нём подчёркивается гармоничное сосуществование славянской и латинской традиций в Чехии. Славянское «Житие мученицы Людмилы» в первоначальном виде не сохранилось и известно исследователям лишь в сокращении в составе русских «Прологов» XIV–XVII вв. Сопоставление проложной редакции славянского текста «Жития мученицы Людмилы» с наиболее ранней латинской версией X в. (по первой строке известно как «Fuit in provincia Boemorum...») позволяет исследователям считать, что несохранившийся памятник послужил для неё основой. По мнению ряда исследователей, на Руси Жития первых чешских князей-мучеников получили известность уже во второй половине XI в. и оказали воздействие на литературное оформление церковного почитания святых Бориса и Глеба и равноапостольной Ольги. Ранние Жития послужили основой для развития житийной литературы в Чехии. Особенно сложной и разветвлённой исследователи считают житийную традицию благоверного князя Вячеслава. По мнению исследователей, во второй половине X в. было составлено его латинское Житие (по первой строке известно исследователям как «Crescente fide Christiana...»), вскоре переработанное в Баварии. В ознаменование учреждения в Праге епископской кафедры (973 г.) германский император Оттон II (973–983 гг.) поручил составление нового Жития князя Вячеслава епископу Гумпольду Мантуанскому, который использовал баварскую редакцию чешского Жития.

 



 
PR-CY.ru