ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 116

Польская житийная литература зародилась в связи с почитанием священномученика Адальберта, епископа Пражского, погибшего во время миссии среди пруссов в 997 г. До этого в Польше, официально принявшей христианство с крещением князя Мешко I (966 г.), не было местночтимых святых. Слабое влияние кирилло-мефодиевской традиции и ориентация на Римско-Германскую империю определили дальнейшее развитие польской церковной культуры. Наиболее значительным церковным деятелем этого времени считался Адальберт, посетивший Польшу по пути к пруссам. Гибель святого Адальберта получила резонанс в Европе. Уже в 998–999 гг. было составлено его первое Житие, приписываемое монаху Иоанну Канапарию из монастыря святых Алексия и Вонифатия в Риме, где жил Адальберт (по другой версии, составителем Жития был знакомый с Адальбертом Римский папа Сильвестр II). В настоящее время считается, что Житие было составлено при императорском дворе кем-то из окружения Льежского епископа Ноткера (972–1008 гг.). В Житии использовались рассказы спутников Адальберта, свидетелей его гибели. Исследователи отмечают, что произведение отличается возвышенным стилем, драматизм повествования достигает кульминации в трагической сцене гибели святого. Внутреннее единство сочинения держится за счёт нарастания напряжённости по мере приближения к финалу, когда всё более частыми становятся упоминания о мученическом подвиге, к которому движется святой. Основой композиции является противопоставление благополучной жизни святого в Риме его бедствиям в Чехии, а затем гибели от рук язычников. Мощи святого были выкуплены князем Болеславом I Храбрым и положены в Гнезно, где была основана архиепископская кафедра. В 999 г. папа Сильвестр II по инициативе императора Оттона III канонизировал Адальберта, после чего почитание святого получило широкое распространение в Европе. В 1000 г. император Оттон III посетил Гнезно для поклонения гробнице святого и даровал Болеславу Храброму королевскую корону. Согласно венгерской агиографической легенде XI в., Адальберт стоял у истоков христианства в Венгрии – он якобы крестил в Эстергоме венгерского князя Гезу и его сына Иштвана, который впоследствии стал королём Венгрии (существовала также легенда о том, что Адальберт короновал императора Оттона III). В средневековой традиции священномученику Адальберту приписывалась проповедь о преподобном Алексии, человеке Божьем, в которой содержался призыв к аскетическим подвигам и умалению себя ради достижения вечной жизни. Продолжателем дела Адальберта стал священномученик Брунон (см. ст. Бруно Кверфуртский). По инициативе Оттона III папа Сильвестр II назначил Брунона, стремившегося реализовать миссионерские планы Адальберта, «архиепископом язычников». После рукоположения в Магдебурге (1004 г.) Брунон, из-за военных действий между князем Болеславом и императором Генрихом II не имевший возможности проехать к язычникам, отправился в Венгрию, где, как полагают исследователи, составил второе «Житие священномученика Адальберта», который являлся для него образцом истинного миссионера.

 



 
PR-CY.ru