ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 120

В рассказе о святом Адальберте, включённом в «Историю Польши» (1455–1480 гг.), Длугош писал о превосходстве поляков над чехами, которые причинили святому немало бед, а также сообщил о том, что Адальберт, «архиепископ Гнезненский», якобы предсказал учреждение в Кракове митрополии, не зависимой от Гнезно (это произошло лишь в 1925 г.). Под 1253 г. Длугош подробно описал канонизацию Станислава, приведя соответствующие документы. В 1454 г. в краковском соборе были открыты мощи епископа Иоанна (Яна) I Прандоты (1242–1266 гг.), одного из инициаторов канонизации святого Станислава. В 1454–1456 гг. в процессе подготовки к канонизации (несостоявшейся) Иоанна Прандоты было составлено подробное описание 54 чудес от мощей, снабжённое краткой биографией епископа («Miracula venerabilis patris Prandothe episcopi Cracoviensis»). Во второй половине XV в. в связи с итальянским влиянием в Польше стали распространяться гуманистические идеи. В стране жил бежавший из Рима итальянский гуманист Филиппо Буонаккорси (Каллимах; 1437–1496 гг.), который составил «Сапфическую песнь о жизни преславного мученика святого Станислава». Ему принадлежат также жизнеописания Львовского архиепископа Григория (Гжегожа) из Санока и кардинала Збигнева Олесницкого, созданные в жанре ренессансной биографии. На фоне общего расцвета польской литературы в XVI в. возникает ряд агиографических произведений на польском языке. К ним исследователи относят перевод «Жития святого Станислава», выполненный Миколаем из Вильковецка (ум. в 1601 г.), который когда-то был проповедником в монастыре архангела Михаила и святого Станислава на Скальке в Кракове. Получили распространение духовные романы, в том числе о святом Евстафии Плакиде (1529 г.), святом Алексии, человеке Божьем, и др. (исследователи отмечают, что характерными для этих произведений становятся взаимовлияние и переплетение жанров духовной и светской литературы). Среди латинских произведений исследователи называют поэму о святом Гиацинте (1525 г.) Николая Гуссовского (ум. после 1533 г.). Самобытный поэт Клеменс Яницкий (ум. около 1542 г.) составил стихотворные «Жизнеописания Гнезненских архиепископов» (1536–1537 гг., издано в 1574 г.). В 1564 г. кардинал Станислав Хозюш пригласил в Польшу иезуитов, которые определили облик польской культуры XVI–XVIII вв. и руководили богословской полемикой с протестантами и православными. Крупнейшим представителем польской Контрреформации был богослов, полемист и проповедник Пётр Скарга (1536–1612 гг.). Составленные им «Жития святых Ветхого и Нового Завета» (1579 г.), основанные на собраниях Л. Липпомани и Лаврентия Сурия, – наиболее значительный памятник поздней житийной литературы в Польше. В этом компендиуме Пётр Скарга как талантливый проповедник использовал стили классической риторики и простонародного языка, подчёркивая героизм и самоотречение подвижников. «Жития святых...» Петра Скарги приобрели широкую популярность и повлияли на литературу Польши и других стран, экспрессивный стиль иезуитского писателя оказал влияние на Ростовского митрополита Димитрия при составлении Миней Четьих (1684–1705 гг.). Гжегож из Самбора написал латинскую поэму о жизни иезуита Станислава Костки (1570 г.). Житийная литература широко использовалась в иезуитских коллегиях при создании драматических произведений (например, незадолго до 1693 г. на территории Белоруссии появилась драма «Духовное причастие святых Бориса и Глеба»). Однако постепенно из духовной литературы исчезает представление об агиографическом каноне, жизнеописания святых всё больше приближаются к жанру биографии. Несмотря на распространение идеологии сарматизма, представлений о богоизбранности Польши, рост почитания святых и новые канонизации, агиография приходила в упадок. Возрождение религиозной литературы в XVIII в. в Польше не повлекло за собой восстановления житийной литературы.



 
PR-CY.ru