ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - Страница 118

Наиболее почитаемым польским святым стал Краковский епископ Станислав, казнённый в 1079 г. по приказу короля Болеслава II Смелого в связи с заговором знати. Галл Аноним в лаконичной заметке об этом событии критически оценивает действия как короля, так и «епископа-предателя» (traditor episcopus). Однако уже Винцентий Кадлубек, епископ Краковский (ум. в 1223 г.), писал в «Хронике» о несправедливом гневе короля, который осыпал епископа оскорблениями и приказал его, невиновного, казнить. Доминиканец Винцентий из Кельце (ум. после 1262 г.) составил цикл агиографических произведений о епископе Станиславе. Краткое Житие («Vita minor»), в котором епископ прямо не именуется святым, было создано до канонизации (1253 г.). Исследователи отмечают, что Житие написано простым языком, иногда автор прибегает к ритмической прозе и аллитерации. Вероятной целью создания этого памятника житийной литературы исследователи полагают его представление папской комиссии, рассматривавшей вопрос о канонизации. Отчасти это объясняет простоту языка и композиции, сопоставление Станислава с древними святыми, обилие деталей и отступлений исторического характера. Произведение открывается ссылкой на источники («как передают анналы властителей польских и истории их деяний»). Одной из главных целей агиографа было объяснение причин гибели Станислава и опровержение свидетельства Галла Анонима о её политической подоплёке. Отвергая сомнительный рассказ Венцентия Кадлубека о заступничестве Станислава за жён, сурово наказанных королём за измену мужьям, Винцентий Кадлубек приводит пространное повествование о развитии конфликта между епископом и Болеславом. Согласно Житию, Станислав чудесным образом воспрепятствовал королю присвоить завещанные церкви земли, а затем отлучил его за насилие над жёнами подданных. После этого королевские дружинники убили епископа во время совершения мессы. Житие завершается рассказом об изгнании Болеслава из Польши и о внезапной смерти его сына. Последующий кризис и распад Польского государства, лишившегося статуса королевства, агиограф объясняет Божьей карой за убийство святого. Вскоре после канонизации Станислава Винцентий Кадлубек составил пространное Житие («Vita maior»), основная часть которого содержит переработанный текст краткого Жития с добавлением рассказа о чудесах святого и истории его прославления. Более отчётливо, чем в кратком Житии, в нём выражена идея зависимости судьбы польской короны от почитания святого Станислава. Третьим сочинением Винцентия Кадлубека была рифмованная служба святому Станиславу («Historia gloriosissimi Stanislai»), содержащая гимн «Радуйся, матерь Польша» («Gaude mater Polonia»), позднее ставший одним из наиболее известных польских песнопений. В условиях политической раздробленности обострилось противостояние между архиепископством Гнезно (Великая Польша) и Краковским епископством (Малая Польша), отразившееся в литературе. Краковские агиографы критиковали династию Пястов, покровителем которой считался святой Адальберт. В «Житии святого Станислава» впервые изложено предание об основании Адальбертом Гнезненского архиепископства. Между 1260 и 1292 гг. был составлен Сборник чудес священномученика Адальберта, в котором ранние Жития дополнены легендарными сведениями, представляющими святого как просветителя Венгрии и Польши, основателя митрополии Гнезно. Военные успехи и благополучие Польши при Болеславе I, её независимость от Германской империи связываются с небесным покровительством Адальберта.

 



 
PR-CY.ru