ЗЛО - Страница 99

Н.О. Лосский критически относился к делению зла на метафизическое, нравственное и физическое; отрицал существование метафизического зла, считал нравственное зло первичным, а данную классификацию – нуждающейся в дополнении социальным злом, «сатанинским злом», злом душевной жизни». Одна из сложнейших разработок темы зла принадлежит Самуилу Людвиговичу Франку. В книге «Непостижимое» он считал ошибочными и «рационалистическими» умозаключения относительно зла: первое, когда из существования в мире зла и несовместимости его с всеблагостью Бога выводится отрицание Бога; второе, когда утверждается, что «раз реальность зла в мире несовместима с бытием Бога, а Бог есть, значит зла «на самом деле» вовсе нет, и кажущееся зло должно быть так «объяснено», чтобы оно оказалось... прямым обнаружением благости и мудрости Бога...». В своём критическом рассмотрении традиционных подходов к проблеме зла С.Л. Франк утверждал, что: 1) теодицея не может быть рационально обоснована; 2) постановка самоочевидности Бога в зависимость от зла – основная ошибка теодицей; 3) неправильно сводить зло к свободе воли или думать, что Бог пользуется злом как «средством к добру»; 4) всякие попытки показать «основание» зла с необходимостью ведут к признанию зла в качестве бытия. Отмечая мистический характер зла, С.Л. Франк пытался разработать положительное учение о зле на основе философии всеединства. Исследуя понятия бытия (сущего) и ничто и отличая ничто в качестве безусловного отрицания всего бытия от «не», как отрицания, которое конституирует реальность через различение одного бытия от другого, а тем самым и само всеединство как много-единство и связь всего, С.Л. Франк отмечал, что это «не» индивидуализирует бытие, выступает в качестве «момента» его свободы. Вместе с тем, по его мнению, в этом отрицании заключается и другая возможность: «положительно индивидуализирующее «не» превращается в замыкающее, абсолютно обособляющее «не» – в «не», как абсолютное разделение»; превращается «в абсолютный недостаток, дефект, ущербность». Усматривая в ложном развитии этого отрицания возможность зла, С.Л. Франк писал: «Существо зла» состоит в том, «что небытие утверждает себя, как бытие»; то, «что по своему содержанию выпало из истинной реальности, из всеединства, именно в этом своём состоянии хочет быть реальностью». Он считал, что именно зло проводит границу между эмпирическим миром с его обманчивыми ложными образами, склоняющими человека к греху, и той истинной первоосновой мира, которая была сотворена Богом. После Октябрьской революции и образования СССР, когда русская церковная наука была лишена элементарных условий для существования, а философия оказалась подчинённой строгим требованиям политической цензуры, главные проблемы этики, в том числе проблема добра и зла, рассматривались, в основном, с позиций догматизированного марксизма, признанного новыми властями в качестве «единственно научного учения».

 



 
PR-CY.ru