ЗЛО - Страница 94

Рассматривая влечения плоти в качестве причины зла и греха, а тело человека как территорию противоборства плоти и духа, В.С. Соловьёв считал необходимым условием нравственности и человеческого достоинства подчинение плоти духу. Вместе с тем он отмечал, что не во власти человека полностью подчинить плоть духу, равно как и невозможно человеку собственными силами победить зло смерти. Ставя основной вопрос теодицеи, почему Бог допускает зло, В.С. Соловьёв писал: «Бог отрицает зло как окончательное, или пребывающее, и в силу этого отрицания оно и погибает, но Он допускает его как превосходящее условие свободы, т.е. большего добра. Бог допускает зло, поскольку, с одной стороны, прямое его отрицание или уничтожение было бы нарушением человеческой свободы, т.е. большим злом, так как делало бы совершенное (свободное) добро в мире невозможным, а с другой стороны, Бог допускает зло, поскольку имеет в своей Премудрости возможность извлекать из зла большее благо…» Виктор Иванович Несмелов в своей религиозно-философской теодицее, развиваемой в «Науке о человеке», обстоятельно излагал и исследовал методами логического и психологического анализа библейское известие о падении первого человека и возлагал вину за это падение и происхождение зла на дьявола и людей. По его мнению, зло и преступление первых людей заключалось в том, что они добровольно своим суеверным отношением к материальному миру извратили божественный порядок, божественному предпочли материальное – «суеверно поели древесных плодов с целью сделаться через это более совершенными». Полагая невозможным окончательное избавление от зла естественным образом, В.И. Несмелов считал, что с «откровением нового мира зло будет решительно побеждено и совершенно уничтожено, потому что зло заключается в разрушении Божией мысли о бытии, а это разрушение в будущем мире воскресения окажется совершенно невозможным». Лев Николаевич Толстой в книге «В чём моя вера?», выступая в роли религиозного реформатора и толкователя Евангелий, односторонне и формально объяснял слова Иисуса Христа «вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому» (Мф. 5:38–39) и формулировал основные принципы учения о «непротивлении злу насилием», идеологии, близкой по своему содержанию к анархизму и ставшей популярной среди его последователей-толстовцев. Ошибочно полагая, что христианская церковь «перетолковала метафизическое учение Христа» и подчинилась требованиям земного мира, Л.Н. Толстой противопоставлял «старой» и «умершей» церкви новую, которая должна была быть связана «не помазанием, а делами истины и блага». Он утверждал, что божественный закон «не противься злому» абсолютно противоречит человеческим законам общественного устройства, хозяйственного порядка, судопроизводства, армии и т.д. Другой религиозный реформатор, Николай Фёдорович Фёдоров, в книге «Философия общего дела» к злу относил: 1) «небратское состояние мира», под которым имелось в виду отсутствие в человечестве чувства своей принадлежности к единому Богу-Отцу и понимания себя в качестве одной общей семьи; 2) вражду между людьми, имущественное и социальное неравенство, войны; 3) смерть, уносящую поколение за поколением людей; 4) рождение людей, которое превращается в рождение для смерти при отсутствии практических средств борьбы со смертью; 5) природу как «временного врага» человечества, с которой человеку приходится бороться, но «вечного друга» в случае её использования в качестве средства для освобождения от смерти.

 



 
PR-CY.ru