ЗЛО - Страница 92

Тема зла в русской религиозной философии обсуждалась в ряде сочинений XVIII в. Василий Алексеевич Левшин затрагивал проблему зла в письме-рецензии на «Поэму о гибели Лиссабона» Вольтера, который подвергал сомнению всеблагость и всемогущество Бога и существование Божественного Промысла, допустившего зло – гибель невинных людей во время землетрясения. В своей обстоятельной критике воззрений Вольтера В.А. Левшин соглашался с позицией Жан-Жака Руссо и, приводя различные аргументы, свидетельствующие о мудрости и благости Творца мира, считал ошибочным превращение частного зла в общую характеристику самого сотворённого бытия. Князь Михаил Михайлович Щербатов в работе «Размышления о смертном часе» рассматривал вопрос, в какой мере смерть необходимо считать злом для умирающего человека. Подробно исследуя различные аспекты этой темы, связанные с физическими страданиями, утратой близких людей и самой жизни с её немногочисленными счастливыми мгновениями и пониманием смерти как «засыпанием навеки», М.М. Щербатов к числу непоправимых бед для умершего человека относил лишь невозможность исправления его «преступлений»; саму же смерть не считал злом, «ибо ничто Богом не соделано ко злу, но к благу». Для человека, верующего в Бога и бессмертие души, полагал М.М. Щербатов, смерть представляет время победы веры над самой смертью. Александра Николаевич Радищев в сочинении «Путешествие из Петербурга в Москву» и др. обличал социальное зло, критикуя с точки зрения теории «естественного права» крепостничество и угнетение человека человеком. Обличение социального зла с позитивистских и материалистических позиций получает развитие в следующем столетии в трудах декабристов, Михаила Александровича Бакунина, Александра Ивановича Герцена, Виссариона Григорьевича Белинского, Николая Гавриловича Чернышевского и др. В русской религиозной философии XIX – начала ХХ вв. тема зла систематически разрабатывалась лишь некоторыми мыслителями. Широкое распространение получили учения Владимира Сергеевича Соловьёва, Льва Николаевича Толстого и Николая Фёдоровича Фёдорова, которые оказали влияние на исследование этой темы в философии ХХ в. Проблема зла занимала важное место в философии В.С. Соловьёва. Уже в ранней работе «Жизненный смысл христианства» он констатирует существование зла в мире как принципа, который, как ему представлялось, с необходимостью требует противоположного принципа, Логоса, опирающегося на любовь и гармонию. По мере разработки В.С. Соловьёвым главного учения о Софии, Премудрости Божьей, проблематика зла в мире оказывается связанной с космологическим и антропологическим аспектами софийности и учением о свободе. Так, в «Чтениях о Богочеловечестве» свобода, присущая Софии – мировой душе («идеальному человечеству»), рассматривается как причина возможного самообособления Софии и её отпадения от Бога; в этом случае «частные элементы её всемирного организма теряют в ней свою общую связь и, предоставленные самим себе, обрекаются на разрозненное эгоистическое существование, корень которого есть зло, а плод – страдание»; мир, который в своей бытийной основе является «отражением вечной идеи», становится ей враждебным и искажает идею до неузнаваемости.

 



 
PR-CY.ru