ЗЛО - Страница 96

Различая, под влиянием Ф.В. Шеллинга, Бога и мистическую «основу Бога», он утверждал существование двух свобод – божественной (в добре) и меэонической, т.е. обусловленной ничто; и в последней усматривал причину зла и греха. Н.А. Бердяев писал, что «зло имеет источник не в рождённом Боге, а в основе Бога, в бездне, из которой течёт и свет и тьма». В последующих работах Н.А. Бердяев оставался верным этой концепции зла –ничто, в основу которой была положена идея онтологизации ничто. В книге «Назначение человека» он писал, что вопрос о познании добра и зла в связи с историей грехопадения человека имеет два возможных решения: одно утверждает, что само это познание ведёт ко злу и греху, другое видит в этом познании для человека благо. По мнению Н.А. Бердяева, «плохо, что пережит опыт зла, но хорошо, что мы познаём добро и зло, когда опыт зла пережит». В «Философии свободного духа», возвращаясь к теме теодицеи, он писал: «Бог всесилен над бытием, но не над ничто, но не над свободой. И потому существует зло». Острая полемика по вопросу зла возникла между Н.А. Бердяевым и Иваном Александровичем Ильиным, автором книги «О сопротивлении злу силой», написанной, казалось бы, против давно раскритикованного учения «о непротивлении злу насилием» и толстовства. Определяя собственные задачи как религиозно-метафизические и морально-практические, И.А. Ильин уже во введении к своей книге расширял её содержание, пользуясь другой формулой – «о сопротивлении злу силою и мечом», и указывал на необходимость борьбы со злом, которое в современном мире приняло осязаемые формы, перестало скрываться и «открыто узаконило себя». Однако сколько-нибудь глубокого религиозного и философского анализа проблемы зла книга не содержит: зло, которое находится в «духовно-душевном» мире человека, рассматривалось И.А. Ильиным как «противодуховная вражда» в противоположность добру (как «одухотворённой любви, религиозно опредмеченной»). Большая часть книги посвящена вопросу об оправданности физического насилия по отношению к человеку, совершающему зло, и возможным мерам воздействия на него («заставление», «принуждение», «насилие»). Тем не менее, книга И.А. Ильина, которая только в своём подтексте содержала связанный с событиями русской революции актуальный политический смысл, вызвала многочисленные отклики и острые дискуссии в эмиграции. Она была подвергнута сокрушительной, но не всегда справедливой критике в статье Н.А. Бердяева «Кошмар злого добра». И.А. Ильин, защищая свою точку зрения в ряде статей и выступлений, пытался развить её в учении о злой воле и злом чувстве. Священник Павел Александрович Флоренский в книге «Столп и утверждение Истины» на основе разрабатываемого учения о Софии, Премудрости Божией, строил православную теодицею, тесно связанную через проблематику добра и зла и греха с антроподицеей. В сложном по своему составу учении о человеке священник П.А. Флоренский отмечал, что человек вышел «из рук Творца» непричастным злу и греху, что зло не заключено в природе человека и рассматривал зло как «духовное искривление». В главе 11, посвящённой Софии, Премудрости Божией, он отмечал: падение твари состояло «в онтологическом плане, – в выхождении из небесного жилища, в несоответствии эмпирического раскрытия подобия Божия небесному образу Божию».

 



 
PR-CY.ru