ЗЛО - Страница 93

По мнению В.С. Соловьёва, именно этими метафизическими причинами обусловлено недолжное состояние мира, его пребывание во зле, тот факт, что зло присуще всей земной природе и «есть общее свойство природы». Зло человека В.С. Соловьёв видел в его эгоизме, в стремлении к утверждению собственной индивидуальной воли вопреки другим, и различал две стороны, связанные с проявлениями зла в человеке: внутреннюю – заключённую в акте его воли свободную причинность и внешнюю – причинность «физическую», обусловленную миром. Вместе с тем он утверждал, что «индивидуальные существа не могут быть свободной причиной зла в качестве существ физических, какими они являются в природном вещественном мире, потому что этот мир и они сами, поскольку принадлежат к нему, суть лишь следствия или проявления зла». Полагая, что человек рождается во зле, а «злая воля» человека изначально обнаруживает себя в жизни человека, В.С. Соловьёв утверждал, что зло для человека «есть нечто данное, роковое и невольное», и объяснял его «безусловной волей». Обсуждению проблемы зла у В.С. Соловьёва были посвящены главы работ и отдельные статьи Евгения Николаевича Трубецкого, Александра Сергеевича Глинки (Волжского), Эрнеста Леопольдовича Радлова, протоиерея Георгия Васильевича Флоровского и др. Учение В.С. Соловьёва о зле как отпадении Софии от Бога дало основание Е.Н. Трубецкому говорить о «неудаче» ранней теодицеи В.С. Соловьёва, а протоиерею Г.В. Флоровскому считать, что В.С. Соловьёв «учил о предопределении», а его зло – сводимо к «раз-ладу», «хаосу» бытия. Принцип подчинения метафизическим причинам как свободной причинности воли, так и физической причинности природы, который, по мысли В.С. Соловьёва, указывал на то, что естественным образом, без воли Божьей человек не может освободиться из-под власти зла, был использован им и в трактате «Россия и вселенская Церковь», но с изменениями – автор проводил различие между Софией и мировой душой, на которую и возлагал вину за зло в мире, и посвятил специальное место учению о падении ангелов. С иной, церковно-учительской точки зрения объяснял В.С. Соловьёв зло в книге «Духовные основы жизни», в предисловии к которой писал, что разум и совесть обличают нашу обычную смертную жизнь как дурную и несостоятельную и требуют её исправления; задавал вопрос: «...Как жить в мире..., когда мир во зле лежит?», и отвечал: «Прежде всего, не нужно верить в это зло, будто оно непреложное. Напротив, оно ложно и преложно». Характеризуя жизнь в мире зла как грех, болезнь и тление, В.С. Соловьёв отмечал, что новая жизнь даётся человеку с благодатной помощью Божьей, а «для принятия благодати со стороны человека требуется отвращение от нравственного зла, как греха, усилие от него избавиться и обращение к Богу». В борьбе со злом и грехом особое внимание в этой книге В.С. Соловьёв уделял воле человека, писал, «что воля Божия требует от нас не каких-нибудь внешних действий, а нашей собственной воли, – чтобы мы сами хотели исполнить волю Божию». В религиозно-философской антропологии, излагаемой в сочинении «Оправдание добра», проблема зла обсуждается в связи с учением о противоположности духа и плоти и вопросом о смерти. Отличая плоть от тела (как «храма духа»), В.С. Соловьёв в плоти видел «животность», ненасытное материальное начало, стремящееся к господству над духом.

 



 
PR-CY.ru