ЗЛО - Страница 95

Считая воскресение Христово центральным событием, выражающим суть христианства, Н.Ф. Фёдоров критиковал историческое христианство за «пассивное» ожидание конца света; в своём религиозно-утопическом проекте «воскрешения мёртвых» как преодоления зла во всех его формах он пытался объединить ошибочно истолкованную им догматику и богослужебную жизнь церкви с наукой, на которую возлагал надежды на практическое осуществление своего проекта. В магистральной линии развития русской религиозной философии ХХ века, связанной с учениями В.С. Соловьёва о Богочеловечестве, всеединстве и Софии, Премудрости Божьей, тема зла исследовалась в различных версиях конструируемых теодицей. Несомненное влияние на формирование теодицей с софиологическим уклоном оказали учения Платона и неоплатоников, Николая Кузанского, Фридриха Вильгельма Шеллинга, в некоторых случаях – немецких мистиков Майстера Экхарта, Якоба Бёме. Эрнест Леопольдович Радлов в своём «Философском словаре» писал, что «злом называется всё то, что в нравственной сфере человеком оценивается отрицательно и противополагается добру»; он различал четыре типа зла: физическое (связанное со страданиями человека), нравственное (обусловленное несовершенной природой человека), социальное (причиной которого является несовершенство общественной и государственной жизни), метафизическое (проистекающее из «природы бытия вообще и природы человека»). Полагая несостоятельным положение, «что зло есть лишь отрицание или отсутствие добра», Э.Л. Радлов в трактовке существования зла в мире и допущения его Богом склонялся к точке зрения В.С. Соловьёва, изложенной в «Трёх разговорах». В философии Николая Александровича Бердяева проблема зла рассматривалась в контексте учений о бытии и небытии, свободе и необходимости, истории и эсхатологии и др. В период своего кратковременного увлечения софиологией в книге «Философия свободы» Н.А. Бердяев различал три типа реальности: 1) Бога и божественный космос, в котором все существа предвечно и «предмирно творятся Божеством» и пребывают «до времени»; 2) Софию – мировую душу, «носительницу соборного единства творения»; 3) земной, падший и греховный мир. Н.А. Бердяев объяснял возникновение зла и греха отпадением от Бога мировой души – Софии, противопоставляя истинное бытие, как бытие в Боге, небытию, связывал с небытием корень зла – дьявола. В своих рассуждениях о бытии и небытии Н.А. Бердяев, отрицая дуализм благого и злого начал, руководствовался мыслью, что вне Бога нет бытия, а бытие в Боге есть добро; соответственно зло не может быть в Боге, поскольку оно зло, но оно не может быть и вне Бога, ибо является небытием (т.е. бытием «относительным»): «...Начало зла одинаково не находится ни в Боге, ни вне Бога (как бытие самостоятельное»). «Зло, – писал Н.А. Бердяев, – находится вне сферы бытия, рождается из небытия и в небытие возвращается; оно не обладает силой, почерпнутой из божественного источника, и также мало есть сила, противоположная Богу, как бытие иное, конкурирующее». В религиозно-метафизической концепции, развиваемой в книге «Смысл творчества», он обсуждал проблему зла в связи с проблемой свободы.

 



 
PR-CY.ru