ВИЗАНТИЙСКАЯ НОТАЦИЯ - Страница 19

В Стихираре же «неправильные» мартирии редки; они показывают, что могли быть некоторые отклонения от его идеальной ладовой системы (как полагают исследователи, как альтернативный результат певческой практики). Наконец, использование «неправильных» мартирий в качестве знаков модуляции, по мнению исследователей, являлось единственным средством для этой цели в средневизантийской нотации, по крайней мере, когда это касалось более раннего репертуара. В этом случае мартирия выполняла функцию фторы. Несмотря на развитие системы фтор, эта функция мартирий продолжала сохраняться в практике для определённых случаев. Последний класс знаков – фторы (букв. – порчи), или модуляционные знаки, – в средневизантийской нотации отсутствует. В ранневизантийской нотации существовала фтора – вертикальная фи (первая буква слова), присоединявшаяся с правой стороны к одиночной оксии или к оксии в комбинациях с дио и апесо эксо, или наклонная фи, ставившаяся под оксией, одиночной или в указанных комбинациях, и имифторон – та же фи, помещённая над петасти. Прямая форма характерна для шартрской нотации, наклонная – для куаленской; разницы в значении этих форм, по мнению исследователей, нет, т.к. они используются на одних и тех же участках мелоса тех же самых песнопений. В ранневизантийской нотации они были связаны с весьма специфическими мелодическими движениями в рамках комбинаций апесо эксо и дио. Знак фторы всегда был связан со скачком к финалису третьего гласа, т.е. он точно определял в этих комбинациях значение интервала оксии. Имифторон был связан с нисходящим движением от финалиса четвёртого гласа к финалису четвёртого плагального гласа в песнопениях второго и второго плагального гласов. При переходе к средневизантийской нотации от этих знаков отказались, потому что нотация стала диастематической и больше не нуждалась во вспомогательных знаках, как это видно в стихирах и ирмосах, записанных средневизантийской нотацией. В калофоническом пении кроме старых появляется система новых фтор. Художественный стиль этого вида пения требовал частого применения модуляций, редко или вовсе не употреблявшихся в более ранний период. В трактате о фторах Мануила Хрисафа (XV в.), где он приводит примеры исключительно из калофонического пения, новая система фтор содержит, согласно автору, в её «правильной» форме четыре знака для четырёх автентических гласов, один для второго плагального и один для его производного, хотя в других трактатах фторы для каждого гласа исследователи встречают вместе с двумя другими новыми знаками – имифонон и имифторон, значение которых неясно и до сих пор не исследовано (по мнению исследователей, они явно не имеют отношения к одноимённым терминам ранневизантийской нотации). К фторам также иногда причисляется энарксис – «потомок» ранневизантийского знака параклитики. Новая система фтор характерна не столько для средневизантийской, сколько для поздневизантийской нотации, хотя последний термин, как и термин «поствизантийская нотация», исследователи считают неточным, поскольку данные фазы нотации на самом деле являются лишь продолжением средневизантийской нотации.

 



 
PR-CY.ru