ВИЗАНТИЙСКАЯ НОТАЦИЯ - Страница 13

Эти знаки, получившие собирательное название «пневмата» (букв. – духи), не записывались отдельно, а должны были «покоиться» на сомата: псили и кендимы на пяти восходящих сомата (олигон, оксиа, петасти, куфизма, пеластон), элафрон и хамили на апострофе, обозначавшем движение на одну ступень вниз. Наличие шести знаков для восходящей секунды кажется исследователям странным, однако использование того или иного из них зависит от контекста. Существуют определённые орфографические правила их употребления. Византийская нотация предназначена для певческих текстов, а не для инструментальной музыки, что имело большое значение при выработке различных знаков. Выработка и употребление знака регулируется, главным образом, следующими правилами: а) если одно и то же мелодическое движение приходится на один, два или более слогов, то используются разные знаки; б) принимается в расчёт положение определённого звука в мелодическом движении, так что используются разные знаки, если дальше следует повторение тона, восходящее или нисходящее движение. Иногда знак нотации более тонко учитывает «форму» мелоса: следует ли за вершиной мелодического оборота один или два нисходящих звука, или какова длительность последнего (последних). Эти правила музыкальной орфографии восходят к ранневизантийской нотации; они приобрели модифицированную форму в первое столетие развития средневизантийской нотации и окончательно утвердились в XIII в. Согласно сложившимся правилам, олигон используется для простого восхождения на слоге, отличающемся от предшествующего, когда дальше следует повторение тона или ещё одно восхождение; оксиа как «более сильный» знак обозначает восхождение, когда вслед идут как минимум два нисходящих звука, из которых, по крайней мере, первый имеет ту же длительность, что и сама оксиа (одна единица времени). Олигон, а не оксиа, используется, если самый высокий звук имеет длительность в две единицы времени, обозначенных знаками дипли и кратима. Петасти понимается как «самый сильный» знак и используется на верхнем звуке (длительностью в одну единицу времени) мелодического оборота, когда за ним следует только один нисходящий звук длительностью в одну или две единицы времени или большее количество нисходящих звуков (обычно два), из которых первый отмечен клазмой. Итак, оксиа и петасти помещаются на «локальных» вершинах мелодической фигуры, и только когда эти вершины имеют длительность в одну единицу. Куфизма и пеластон используются не очень часто. Куфизма используется почти так же, как в ранневизантийской нотации, т.е., главным образом, на предпоследнем ударном слоге колона, вслед за которым следует нисходящий знак или (иногда) повторение тона (что, может быть, подтверждает её название: букв. – лёгкий; это «лёгкая» петасти). Пеластон – это лигатура петасти и древней катавазмы, знак мелизматического пения, использовавшийся для определённых и очень редких формул, где его иногда заменяет оксиа или петасти. Только что описанные характеристики сомата передаются исону и нисходящим знакам через феномен ипотаксиса (букв. – подчинение). Согласно этому правилу, сомата теряют свои интервальные значения и сохраняют своё «качество», только когда помещены под исоном и нисходящими знаками (в поздних рукописях с куаленской нотацией, к которым восходит употребление ипотаксиса, и в ранних рукописях со средневизантийской нотацией оксиа и петасти могли иногда помещаться над исоном).

 



 
PR-CY.ru