ВИЗАНТИЙСКАЯ НОТАЦИЯ - Страница 18

Музыкальные знаки, надписанные над простой мартирией (цифровой или сокращенной), – одни из наиболее поздних музыкальных знаков нотированных форм апихимы, при необходимости – с добавлением эпихимы. Таким образом, мартирия «напоминает» о соответствующей апихиме. Кроме начальных мартирий (сказанное выше о мартириях относится именно этому виду) существуют также медиальные мартирии, стоящие в середине песнопения, на его структурно важных участках. Подобно тому как начальные мартирии связаны с апихимами, служащими для облегчения исполнения начала песнопения, так и медиальные мартирии относятся непосредственно к следующим за ними фразам песнопения. Согласно Й. Ростеду, они представляли собой реально певшиеся апихимы. Таким образом, медиальная мартирия – это мартирия гласа для начального звука следующей фразы или соседнего звука, удобного для лёгкого «подхватывания» начального звука (тоны обозначались с помощью названий соответствующих гласов, поскольку для них несуществовало особых односложных названий). Иногда в различных рукописях встречаются различные медиальные мартирии, подводящие к одному и тому же звуку в одной и той же фразе того же самого песнопения, согласно «вкусу» писца и его ладовому ощущению начальных звуков данной музыкальной фразы. Так, исследователи находят вторую медиальную мартирию вместо мартирии четвёртого плагального или мартирию первого плагального трифонного (т.е. на три ступени выше, чем финалис первого плагального гласа) на месте мартирии четвёртого гласа. По мнению исследователей, начальные и медиальные мартирии (и соответствующие апихимы) практически совпадают. Тем не менее, система медиальных мартирий, по их мнению, проще, т.к. многие эпихимы очень часто включены в сам мелос, соединяя следующие друг за другом фразы, и поэтому нет необходимости включать эти эпихимы в мартирии. Вместо мартирии третьего гласа исследователи часто встречают мартирию эпихимы четвёртого и четвёртого плагального гласов – «nana». Данная система мартирий продолжала использоваться в такой же форме и с той же функцией на протяжении нескольких столетий вплоть до поствизантийского периода, когда она вместе с тщательно разработанной системой апихим пришла в упадок и подверглась изменениям. Мелос, по крайней мере, в своём ладовом аспекте, мало-помалу менялся, эволюционируя во многих отношениях в сторону упрощения, и разработанная система апихим и соответствующих им мартирий оказалась более ненужной. Финалисы плагальных и автентических («господствующих») гласов, а значит, и их мартирии следуют друг за другом в обычном порядке (первый, второй и т.д.), составляя систему двух соединённых пентахордов. Это – часть ладовой системы Стихираря и Ирмология. По мнению исследователей, использование медиальных мартирий в «неправильной» позиции (например, мартирия третьего гласа вместо мартирии четвёртого) указывает на модуляцию или на другую ладовую систему, использующую полностью или частично соединённые тетрахорды. «Неправильные» мартирии образуют ладовую систему, характерную для Псалтикона, составленную целиком из соединённых тетрахордов.

 



 
PR-CY.ru