ВИЗАНТИЙСКАЯ НОТАЦИЯ - Страница 16

Таким образом, интервальные знаки иногда могут принимать значение меньшее, чем одна единица времени, поэтому исследователи считают, что временнóе значение интервальных знаков давалось в определённом смысле «стенографически» – через их использование в «составных тонах» или в рамках афона, бывших прежде «стенографическими» знаками. Только один знак «открыто» передаёт более короткое временное значение – горгон (быстрое). Этот древний знак, не использовавшийся в начале периода средневизантийской нотации, стал употребляться позднее, причём часто лишь как напоминание о подвижности кендим или ипоррои или как напоминание о некоторых коротких длительностях в «составных тонах». Противоположность горгона – аргон (медленное) встречается довольно редко. Древние «стенографические» символы или, скорее, то, что от них осталось после периода господства более «аналитической» куаленской нотации над более «стенографической» шартрской нотацией, были истолкованы в средневизантийской нотации с помощью интервальных знаков и длительностей. Некоторые из символов, как правило, обозначавшие строго определённые формулы (эпегерма, сирма, странгизмата, катаватромикон и др.), были полностью отвергнуты после того, как были разведены с помощью других знаков. Но большая их часть сохранилась, поскольку была удобна для чёткого обозначения соотношения группы интервальных знаков со слогом или для обозначения ритма – более коротких временных значений интервальных знаков, сгруппированных вместе. Эти знаки записывались чёрным цветом под интервальными знаками и назывались «большими ипостасями», или «большими знаками». Они обозначали не конкретные звуки (за исключением, как полагают исследователи, небольших украшений), а определяли способ исполнения, отсюда их другое название – афона. Иногда исследователи прослеживают связь между жанром песнопения и специфическим употреблением афона: например, пиазма и антикенома, судя по трактатам, имеют одно и то же значение, но первый знак используется, главным образом, в Стихираре, а второй – в мелизматических песнопениях Псалтикона; тромикон (дрожать), паракалезма, синагма, в основном, связаны с мелизматическими песнопениями, в то время как в силлабических песнопениях Ирмология и Стихираря на их месте используется, главным образом, ксирон клазма. В этот период были изобретены некоторые дополнительные афона, например омалон (ровное). В более поздний период афона постепенно добавлялись к уже существовавшим текстам, записанным средневизантийской нотацией, вновь стали использоваться древние «стенографические» символы, были разработаны новые знаки, использовавшиеся как афона; все эти знаки стали записываться киноварью – так наметился переход к новой стадии нотации, которую исследователи называют «поздневизантийской». Мартирии и фторы связаны с ладовой системой и с гласами византийского пения. В настоящее время византийское пение использует широкий спектр музыкальных интервалов – от полутонов, наименьших, малых и больших тонов до «мягких» и «жёстких» увеличенных («хроматических») секунд, представленных в числовом отношении соответственно как 6, 8, 10, 12, 14 или 16 и 18 комм (знаки, отрезки). Иногда могут использоваться интервалы меньшие, чем полутон (четыре коммы).

 



 
PR-CY.ru