ВИЗАНТИЙСКАЯ НОТАЦИЯ - Страница 15

Эти комбинации продолжали употребляться в средневизантийской нотации, поэтому исследователям представляется удобным использовать их старые названия. Интервальное значение входящих в них невм в этот период стало точным. Например, комбинация «дио», составленная из дипли и оксии и включающая два звука в восходящем порядке (причём раньше оба звука могли иметь почти любое интервальное отношение к предшествующим и друг к другу), стала точной в отношении обоих составляющих её звуков. Интервальный знак для первого звука ставится над дипли для обозначения интервала между первым и предшествующим звуками, а оксиа при необходимости уточнена с помощью пневмата и обозначает интервал между первым и вторым звуками дио. Оксиа не подчиняется в этих комбинациях правилам постановки одиночной оксии: за ней может следовать исон или восходящий знак. Напротив, после петасти (одиночной или в «составных тонах») почти никогда не ставится исон или восходящий знак (это может встретиться только в формулах калофонического пения). Исследователи предполагают, что одиночные знаки (кроме кендим и ипоррои) имеют одну и ту же продолжительность в одну единицу времени. Существуют также знаки для бóльших длительностей, называемые ныне аргии или кратимы (держать, удерживать). Это те же знаки, что и в ранневизантийской нотации (классифицировавшиеся прежде среди «простых тонов» или «составных тонов»): так называемая большая кратима (лигатура, теперь состоящая из дипли и петасти), дипли, два апострофа – согласно описаниям в трактатах, все они имеют длительность в две единицы времени. К ним прибавилась клазма (букв. – обломок), или в просторечии цакизма, называемая в трактатах «полуаргией». Исследователи полагают, что клазма не обозначает увеличения длительности (такое происходит, по их мнению, только на поздних стадиях средневизантийской нотации). Исследователи полагают,  что причисление клазмы к полуаргиям, а не к «обычным» аргиям является лишь напоминанием о более ранней классификации (полу), оно привело к тому, что клазму стали писать над оксией (позднее и над петасти), чтобы обозначить лёгкое (вполголоса) украшение, в то время как аргиа не может ставиться над указанными знаками. Дипли и кратима в рукописях с ранневизантийской нотацией писались отдельно и использовались, главным образом, для обозначения повторения тона продолжительностью в две единицы времени) или для восходящих интервалов, хотя иногда и для нисходящих, без точного обозначения самого интервала. Следуя тенденции, идущей от поздней стадии куаленской нотации, дипли и кратима стали помещаться под интервальными знаками (под исоном, под комбинациями олигона для различных интервалов, под нисходящими знаками; они не ставятся под оксиа, петасти и кендимами; ипоррои может сопровождаться дипли для продлевания её второго звука). Два апострофа – это интервальный знак, обозначающий движение на одну ступень вниз длительностью в две единицы времени, а также сома: элафрон и хамили могут помещаться справа или над ним для обозначения нисходящих нот двойной длительности. По мнению исследователей, в пределах «составных тонов» аргии, скорее всего, обозначают не длительность одиночного знака, а длительность слога.

 



 
PR-CY.ru