ВИЗАНТИЙСКАЯ НОТАЦИЯ - Страница 14

Таким образом, например, исон, помещённый над петасти, означает, что предыдущий звук повторяется, но за ним следует только один звук в нисходящем движении (в более общем смысле – всё то, что может следовать за одиночной петасти). На практике обычно только оксиа и петасти подчиняются другим знакам. Куфизма и пеластон подчиняются только исону. Кендимы, не относящиеся ни к сомата, ни к пневмата, используются для обозначения восходящей секунды в пределах слога. Они всегда присоединяются к другому интервальному знаку (кроме куфизмы и пеластона) и имеют вместе с этим знаком продолжительность в одну единицу времени (каждый знак по половины единицы). Кендимы также помещаются над одиночным или подчинённым оксиа или петасти, согласно правилам, регулирующим употребление последних. Другой знак, определённый в трактатах как «ни сома, ни пневма, но быстрое движение гортани» (иппоррои), происходит от более древней катавазмы и имеет интервальное значение двух последовательно нисходящих секунд, поющихся на одном слоге с предшествующим знаком, причём первый или оба этих звука поются очень быстро, заимствуя часть длительности у предыдущего звука. Несмотря на то, что ипоррои не является ни сомой, ни пневмой, она (хотя и очень редко) подчиняет себе знаки оксиа и петасти. Запись интервалов объёмом более секунды (с помощью сомата и пневмата) осуществляется по нескольким несложным правилам. Для восходящих интервалов: а) когда пневма помещена справа или под сомой, интервальное значение этой комбинации равняется значению пневмы, например, олигон с псили с правой стороны означает движение на четыре ступени вверх (ход на квинту); б) когда пневма помещена над сомой, интервальное значение этой комбинации равняется сумме значений этих знаков, например, псили над олигоном означает движение на пять ступеней вверх (4+1, т.е. ход на сексту). Для нисходящих интервалов: а) когда пневма помещена справа от сомы, интервальное значение комбинации равняется значению одной пневмы (например, элафрон справа от апострофа означает движение на две ступени вниз, т.е на терцию); б) когда пневма помещена над сомой, интервальное значение комбинации равняется сумме этих знаков (например, элафрон над апострофом означает движение на три ступени вниз, т.е. на кварту). Использование комбинаций пяти сомата с пневмата для восходящих интервалов осуществляется по правилам для одиночных сомата. Куфизма и пеластон, редко используемые для больших интервалов, обычно обозначают движение на одну ступень вверх, редко – на две ступени и почти никогда – на больший интервал (комбинации этих знаков с пневмата являются, скорее, теоретическими и составлены «для полноты картины»). Комбинации нисходящих знаков могут подчинять себе сомата (на практике – только оксиа и петасти). Так называемые «составные тоны» представляют собой различные комбинации «простых тонов», т.е. интервальных, ритмических и/или других знаков, используемых на одном слоге для обозначения мелодических движений (восходящих, нисходящих или и тех, и других), состоящих из двух или более звуков на том же самом слоге. Этот класс знаков не упоминается в теоретических трактатах поздней фазы средневизантийской нотации и не фигурирует под данным названием в перечнях знаков.

 



 
PR-CY.ru