ВЕНЧАНИЕ БРАКА - Страница 4

С XV в. в рукописях в чин венчания брака регулярно включается служба чтений (прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие, сугубая ектения); тем самым порядок чина венчания брака приобретает некоторое сходство с Божественной литургией. В современной литературе часто встречается мнение, что венчание брака было до выделения в самостоятельный чин соединено с литургией. Но из рукописей ясно видно, что изначально чин венчания брака с литургией не соединялся, но к XV в. был специально приближен к ее порядку – в первую очередь, введением в чин венчания брака службы чтений, в ранний период в чине отсутствовавшей. На вторичность службы чтений в чине венчания брака, помимо прямого свидетельства рукописей указывает и нестабильность её расположения в чине: обычно она помещается между возложением венцов и молитвой (так и в современном Требнике), однако существует целый ряд рукописей, где служба чтений предваряет весь чин (в частности, эта практика бытовала на Руси до реформ второй половины XVII в.). Служба чтений и молитва «Отче наш» – не единственные литургийные элементы, которые могли быть включены в чин венчания брака. Кроме них встречаются также молитва на возвышение Святого Хлеба, аккламация «Един Свят...», благодарственная ектения после причащения. Иногда в рукописях чина венчания брака встречаются попытки соединить его с полной литургией (известны несколько таких рукописей), венчание брака и литургия соединены в них всякий раз по-разному. Малое число таких рукописей (сравнительно с общим количеством списков чина венчания брака, подавляющее большинство которых указывает только причащение) и их несходство между собой указывают на изначальное отсутствие традиции соединять венчание брака с Божественной литургией. В том виде, в каком чин венчания брака изложен в константинопольских Евхологиях XI в., с прибавлением службы чтений, а также сугубой и просительной ектений и заключительных (после общей чаши) обрядов, он существует в церкви до настоящего времени. Но с XVI–XVII вв. в греческих, а со второй половины XVII в. и в славянских изданиях чина венчания брака из него был исключён важнейший элемент – причащение Святых Таин. Причащение Святых Таин, упоминаемое в большинстве свидетельств о совершении брака в древней церкви и указываемое почти всеми рукописями православного чина венчания брака VIII–XVI вв., является осуществлением того, чем отличается христианский брак от брака вообще: принимая Тело и Кровь Господа, супруги получают благодатный дар новой жизни, освящающий их самих и их союз; совместное причащение подчёркивает единство супругов во Христе. Симеон Солунский пишет: «Когда все запоют: “Един свят, един Господь”, ибо Он один – освящение и сочетающихся рабов Своих мир и единение, (иерей) причащает новобрачных... потому что конец всякого чинопоследования и всякого Божественного таинства печать – священное Причащение». Исключение к XVII в. причащения из православного чина таинства брака нарушило многовековую литургическую традицию церкви, а связь между христианским браком и освящающим его на протяжении всей жизни супругов таинством евхаристии для многих перестала быть очевидной.

 



 
PR-CY.ru