ВЕНЧАНИЕ БРАКА - Страница 10

Согласно подавляющему большинству рукописей, чин венчания брака замыкался ещё одним или двумя краткими чинами. Первый из них чаще всего называется «Молитва на снятие венцов»; встречаются и другие наименования, в частности «На брачный чертог»; второй – «Молитва на разрешение венцов». Оба чина состоят из одной-двух молитв каждый; стабильностью они не отличаются: как молитвы, так и название одного чина могут быть использованы для другого; одного из чинов может не быть и т.д. (так, в дониконовских Потребниках после отпуста венчания брака приводится только одна молитва «на снятие венцев»). В современном Требнике первый чин включён без отдельного заголовка в чин венчания брака (это и есть две указанные выше молитвы после снятия венцов), второй, под своим обычным заголовком, помещён отдельно (в греческих печатных изданиях допущена опечатка: «соглашения» вместо «брачный чертог», которая была воспринята русскими справщиками буквально, и из-за этого в современном русском Требнике вместо подтверждаемого рукописями чтения «чертога» молитва начинается со слова «соглашения»). Всего по рукописям известно более десятка молитв на снятие (разрешение) венцов; чаще всего встречаются используемые и ныне: «Господи Боже наш, благолепного чертога»; «Владыко Господи Боже наш, удостоивший нас войти в брачный чертог» или «Господи Боже наш, удостоивший войти в Кану»; «Боже, славой и честью венчавший святых Мучеников»; « Благословен Ты, Господи Боже наш, благословивший нас»; «Посредством явления в Кане»; «Господи Боже Вседержителю, Кто рай»; «Боже святый и праведный»; «Боже благой и человеколюбивый, живущий во веки веков»; «Тебя молим, Господи Боже наш, призри»; «Всего мира Создатель»; «Господи Боже наш, возведший Илию на огненной колеснице». За молитвами на разрешение венцов или на благословение опочивальни могут следовать особые поздравления родителей: «Да даст вам Господь Бог от росы небесной...» В отдельных рукописях порядок шествия в чертог новобрачных и чтения там молитв описан подробно: новобрачные с венцами на головах, иерей, друг жениха и подруга невесты, родители молодых идут в дом новобрачных; во время шествия поётся тропарь; после пришествия в дом, в дверях спальни, иерей снимает с молодых венцы и совершается первый чин (соответствующий, таким образом, античной эпиталаме); венцы остаются в чертоге (видимо, ими был украшен в течение нескольких дней дом молодожёнов); на восьмой день после свадьбы иерей и родители молодожёнов вновь приходят к ним в чертог, совершается второй чин, и иерей забирает венцы. Иногда в литературе встречается утверждение, что молодожёны в старину ходили в венцах семь дней (и якобы воздерживались в эти дни от брачной жизни), основанное на непонимании смысла слов «разрешение венцов»; их неверно понимал уже, например, Пётр (Могила); как видно из источников, венцы снимались с молодых сразу после венчания брака, а «разрешение венцов» относится не к молодым, а к их опочивальне.

 



 
PR-CY.ru