ВЕНЧАНИЕ БРАКА - Страница 6

По рукописям известны ещё несколько молитв, которые могут использоваться как дополнение к древнейшей (современной третьей); чаще всего это молитвы «Призываем Тебя, Господи Боже наш, Вседержителю» и «Благословен Ты, Владыко Вседержителю, (давший) начало жизни»; встречаются также и иные: «Владыко Господи Боже наш, Отец всех»; «Господи Боже наш, простри руку Твою»; «Бог благий и человеколюбивый, Кто во веки веков»; «Славим Тебя, Владыко Вседержитель, из-за Твоего величия»; «Боже небес, Боже светов»; «Владыко, доблестью и силой и мудростью Твоей все сотворивший»; «Боже вечный, Отец небесный»; «Сый, Владыко Господи Боже наш, сотворивший по образу Твоему»; «Владыко, Владыко всех, взяв прах земной». Текст молитв нестабилен – одни и те же молитвы могут иметь существенно различные редакции. Так, на основе первой из трёх современных молитв встречаются варианты, начинающиеся со слов «Господи Боже Вседержителю, Который праотца», «Боже Пречистый, пришедший на спасение рода человеческого» и даже «Единственный от единственного безначального Бога Отца родившийся» – т.е. молитва из обращённой к Отцу может быть переделана в обращённую к Сыну; вторая из современных молитв близка к целому ряду сходных текстов – например, к молитве «Благословен Ты, Владыко Вседержителю, Кто по Своему замыслу по образу Своему». Иногда в чин венчания брака могут помещаться и отдельные молитвы чинов обручения и даже братотворения. Содержание молитв составляют воспоминание данного Творцом первозданной паре благословения (Быт. 1–2) и прошение благословить молодых и подать им временные и вечные блага. Библейский рассказ о сотворении человека и даровании ему благословения «плодиться и размножаться» является богословским основанием почти всех византийских молитв венчания брака; к нему могут быть присовокуплены воспоминание описанных в Библии знаменитых браков и/или пришествия Христа в Кану Галилейскую на брак. За молитвами в чине венчания брака следует сам обряд венчания. Будучи центральным в чине (который носит имя этого обряда), он, тем не менее, не является в нём единственно важным – не меньшее значение имеют обряд соединения священником правых рук молодых (так называемый dextrarum iunctio) и особенно священническое благословение молодых. Возложение венцов в рукописях практически всегда сопровождается какой-либо формулой, чаще всего основанной на стихах Пс. 8:6b («(Господи Боже наш), славой и честью увенчал (или «венчай») его (или «их»)») и Пс. 20:4b («Ты положил на главах их венцы...»); известны и иные формулы, например: «Отец благословляет, Сын венчает, Дух Святой присутствует и усовершает» (или «Отец венчает, Сын благословляет, Всесвятой Дух осеняет их всегда...») и др. Отдельные рукописи при возложении венцов указывают читать целые молитвы (например, «Боже, славой и честью венчавший святых мучеников»). Принятая ныне формула «Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек)...», напоминающая крещальную, встречается в рукописях с XIII в., но широкое распространение она получила только в эпоху господства печатных изданий. Кроме произносимой формулы в рукописях часто указываются детали обряда – крестообразное осенение новобрачных венцами, перемена венцов (аналогично перемене колец при обручении) и т.д.

 



 
PR-CY.ru