ВЕНЧАНИЕ БРАКА - Страница 8

С повсеместным распространением в XV в. практики включать службу чтений в состав чина венчания брака эта молитва утратила характер главопреклонной; в одной рукописи 1153 г. (один из совсем немногих ранних примеров чина венчания брака уже со службой чтений) молитва отмечена как главопреклонная, читается до службы чтений и дополняется еще двумя: «Творец и создатель всего, сотворивший человека по образу Твоему» и «Боже благой и человеколюбивый, живущий во веки веков». Эта молитва читается до службы чтений и её место после службы чтений занимают молитвы «Призываем Тебя, Господи Боже наш, Вседержителю» и «Благослови, Господи Боже, брак сей». Просительная ектения впервые указана в рукописи XV в. как замена полной литургии и регулярно встречается только с XVII в. После просительной ектении поётся молитва «Отче наш». Её появление в чине, несомненно, вызвано тем, что новобрачные причащались Святых Таин. Причащение предварялось возгласом и сопровождалось причастном (как правило, Пс. 115:4). Ради причащения в чин в некоторых рукописях могут быть включены литургийная молитва на возвышение хлеба или особая молитва «Всевышний Боже, все носящий, Кто Словом», редко – и благодарственная ектения после причащения. Вслед за молитвой «Отче наш» (и, согласно рукописям, за причащением) читается молитва на благословение общей чаши, известная уже по древнейшим рукописям и составляющая древнейший пласт чина (вместе с современными третьей и четвёртой молитвами и причащением). Обряд общей чаши вошёл в византийский чин венчания брака приблизительно к VIII в. (на Западе, например, особые молитвы, отделённые от происходящей в храме части последования церковного благословения брака и открывающие собой брачный пир, сохранялись даже до XVI в.). Со временем связь общей чаши с брачным пиром была забыта, и она стала истолковываться символически как указание на единство супругов во всём. Начиная с классических константинопольских Евхологиев XI–XII вв. и заканчивая дониконовскими русскими печатными Потребниками, в тексте чина венчания брака достаточно часто помещается указание на то, что общая чаша должна быть стеклянной и после испития супругами вина её необходимо разбить (параллель этому есть в иудейском свадебном ритуале, в чём можно видеть влияние одной традиции на другую). В современной литературе распространено мнение, что общая чаша заменила собой причащение Святых Таин, но в подавляющем большинстве рукописей указываются обе чаши – и евхаристическая, и общая. Однако в некоторых рукописях XV–XVI вв. (когда обычай причащаться во время венчания брака стал ослабевать), появляется подобное отождествление; вкушение общей чаши при этом, как правило, сопровождается формулой: «От лозы многоплодной и источника бессмертного да пьёшь...»

 



 
PR-CY.ru