ВЕНЧАНИЕ БРАКА - Страница 2

Во время пира, как отмечает Феофилакт, на молодожёнов «не возлагались венки, так как новобрачные, не будучи простолюдинами» были уже повенчаны заранее. Из этих слов следует, что в VI в. среди простых людей обряд брачного венчания ещё был связан не с церковным чином, а с праздничной трапезой. Воцерковление брачного венчания императора, возможно, было связано с процессом воцерковления церемонии венчания на царство. В то же самое время исследователи отмечают, что описанный Феофилактом чин соответствует тому порядку, какой изложен в позднейших православных богослужебных книгах применительно к венчанию брака всех христиан. К IX в. церковное чинопоследование благословения брака, включающее в свой состав обряд венчания, в Византии уже было широко распространено и венчание брака, вероятно, совершалось над всеми желающими. В частности, Феодор Студит пишет о венчании вступающих в брак как о само собой разумеющемся и при этом цитирует «священную молитву венчания», текст которой совпадает с текстом используемых и в настоящее время молитв византийского чина венчания брака; кроме того, Феодор упоминает о том, что чин венчания брака содержит призывание Божественной благодати и поэтому не должен совершаться в случае второбрачия. Несколько позднее церковное благословение брака было объявлено обязательным для всех граждан Византийской империи (89-я новелла императора Льва VI Мудрого; 886–912 гг.). К XI в. чинопоследование венчания брака – это основная форма церковного благословения брака в православной церкви, что следует из 24-й новеллы императора Алексея I Комнина (1084 г.) и подтверждается памятниками церковного искусства, где в это время получила распространение такая иконография христианского брака, где изображается Христос, венчающий супругов. Новеллой 31 императора Алексея I Комнина (1092 г.) была установлена обязательность венчания брака не только для свободных людей, но и для рабов. Чинопоследование венчания брака известно уже по древнейшей из сохранившихся рукописей византийского Евхология. В этой рукописи оно следует сразу за чином обручения (другой важнейшей частью церковного благословения брака) и состоит из следующих элементов: 1) мирной ектении с особыми прошениями; 2) двух молитв, между которыми священник совершает обряды венчания и соединения правых рук молодых (ещё один важнейший брачный обряд античного происхождения, вошедший в церковный чин); 3) молитвы над общей чашей; 4) причащения Святых Таин. Причащение Святых Таин помещено в чин венчания брака, потому что именно оно делает брак двух христиан таинством церкви. Совместное причащение супругов рассматривается как главный знак церковного брака уже у христианских авторов II–III вв. Обряд же общей чаши восходит к древнейшему обычаю начинать брачный пир с того, что молодые распивают общую чашу с вином (иногда в Евхологиях молитва над общей чашей выписана прежде указания о причащении, иногда причащение предваряет вкушение общей чаши).

 



 
PR-CY.ru