ВЕНЧАНИЕ БРАКА - Страница 5

Скорее всего, главная причина исключения причащения из чина венчания брака – это постепенное охлаждение после XV в. стремления христиан к частому причащению и одновременно чрезмерное устрожение требований к причастникам-мирянам (в результате чего, например, в России в начале XX в. большинство верующих причащались только один раз в год, хотя это и противоречит канонам). В рукописях до XV в. причащение вступающих в первый брак супругов предписывается безоговорочно; в XV–XVI вв. большинство рукописей следует старой традиции, но появляются и такие, где допускается венчание брака и без принятия супругами Святых Таин. Иногда рукописи предписывают своеобразную «замену» – недостойные причащения жених и невеста (не соблюдшие чистоту до венчания брака?) вместо Святых Таин вкушают мёд с миндалём (Евхологий 1536 г. из афонской Великой Лавры). Наконец, появляются рукописи, где причащения нет вообще (при этом возглас и причастен (как правило, Пс. 115:4) ещё некоторое время в чине сохранялись). Возглас и причастен указаны и в дониконовских русских печатных Потребниках и до настоящего времени присутствуют в практике приемлющих священство старообрядцев. В греческих печатных Евхологиях XVII в. уже ни возгласа, ни причастна, ни самого причащения нет (русские печатные издания Требника второй половины XVII – XX в. следуют этому порядку). Тем не менее, в церкви не утрачено осознание связи между христианским браком и евхаристией, и в большинстве храмов желающих повенчаться приглашают причаститься за литургией в день свадьбы; в греческих и славянских балканских церквах в настоящее время широко распространён восходящий к XVIII в. чин венчальной литургии, где чин венчания брака вообще включён в обычное последование евхаристии. Ещё одно изменение чина венчания брака в XVII в. – появление в его начале обращённых к молодым вопросов священника о добровольном вступлении в брак. Эти вопросы присутствуют только в Требниках российских изданий и зависящих от них; в греческих изданиях они отсутствуют. В российских Требниках они появились под влиянием Требника митрополита Петра (Могилы) 1646 г. Митрополит Пётр включил вопросы в чин, ориентируясь на средневековые католические богословие таинств, под сильным влиянием которого он находился. С точки зрения схоластического богословия таинства брака, его совершителями являются сами брачующиеся, поэтому без их согласия, формальным образом выраженного, таинство якобы совершиться не может, поэтому Пётр дополнил традиционный византийский чин венчания брака вопросами западного образца. Исследователи отмечают, что существуют единичные греческие рукописи, где подобные вопросы также присутствуют, но там их текст совсем иной. Из трёх молитв, открывающих чин венчания брака, древнейшей является третья; две другие дополняют её. Первая встречается в рукописях с IX–X вв. и регулярно указывается в греческих Евхологиях с XV в.; вторая близка к целому ряду схожих молитв. Все три традиционны для русской практики и присутствуют и в древних рукописях, и в дониконовских изданиях, и в современном Требнике.

 



 
PR-CY.ru