Словарь по христианству В ВЕНЧАНИЕ БРАКА - Страница 9

ВЕНЧАНИЕ БРАКА - Страница 9

Кроме указанной молитвы на благословение общей чаши в рукописях могут встречаться и другие: «Господи Боже наш, благословивый чашу»; изредка «Боже Человеколюбче, Твоим промыслом» или «Спасителю вселенной, пришедший в мир со славой великой». От чаши супруги вкушают трижды, по очереди (в современной практике остаток вина обычно допивает невеста, хотя в рукописях отмечается, что это должен делать жених; в одной рукописи описан неясный обычай выливать остаток вина на головы новобрачным). В современном тексте чина венчания брака перед молитвой над общей чашей указан не один диаконский призыв, а сразу два: «Главы наши...» и «Господу помолимся»; первый из них на самом деле относится к современной четвёртой молитве венчания брака (второй из двух древнейших), которая в дониконовской практике помещалась после молитвы «Отче наш». Общей чашей собственно чин венчания брака заканчивается, поэтому в греческих и славянских рукописях XIII–XVI вв. и в дониконовских русских изданиях очень часто священнику до или после преподания общей чаши предписывается поздравить молодых словами апостола Павла (Флп. 4:4–7), иногда к этому поздравлению-пожеланию прибавляются другие тексты (например, «Живите, новобрачные») и поздравления родителей. Вкушение общей чаши в некоторых рукописях заключается молитвой «Боже вечный, небо звёздами украсивший»; редко – молитвами «Владыко, Владыко всех, взяв прах земной» или «Господи Боже наш, сотворивший человека по собственному Твоему подобию». В современном Требнике после вкушения общей чаши сразу начинается троекратное шествие священника и брачующихся вокруг аналоя с крестом и Евангелием (перед которым совершается венчание брака), во время которого поются тропари. Эти тропари (обычно только второй и третий; нередко только второй трижды; в некоторых рукописях и в дониконовских русских изданиях вместо первого тропаря приводятся стихи Пс. 79:15–16) появляются в рукописях с XV в.; первоначально они пелись во время шествия новобрачных в их покои. Некоторые славянские рукописи предписывают иерею в конце венчания брака не обводить новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей, а усаживать их «на лавицу» с пением стихов Пс. 79:15–16. Со временем торжественное шествие в дом молодых (обычай, восходящий к античным и ветхозаветным временам) было заменено шествием по кругу в храме, символизирующим полноту брака во Христе. После пения тропарей и шествия некоторые рукописи указывают читать молитву «Боже, всего мира Создатель». По современному Требнику после шествия священник снимает венцы с молодожёнов, произнося специальные пожелания жениху, полностью построенные на примерах из Ветхого Завета и невесте. С XV в. для венчания брака указывается особый отпуст; как правило, перед отпустом поются один или несколько богородичнов (один из которых присоединился к тропарям шествия). По современному Требнику после снятия венцов и до отпуста читаются ещё две молитвы.

 



 
PR-CY.ru