ВЕНЧАНИЕ БРАКА - Страница 3

Обряд общей чаши к VIII в. уже был включён в церковное чинопоследование (в более раннюю эпоху общая чаша ещё связывалась не с церковным чином, а с пиром, как видно из описания Феофилакта Симокатты и других источников; обычай ритуализировать первую чашу брачного пира сохранялся и впоследствии, – например, в форме «заздравных» и «величальных» чаш в древнерус. традиции). Уже в VIII в. чин венчания брака включал в себя три основных момента: собственно венчание (сопровождаемое ектенией и обычной для византийского богослужения последовательностью из двух молитв), причащение Святых Таин, вкушение общей чаши (т.е. символическое начало брачного пира). Это последование соответствует порядку бракосочетания императора Маврикия. В современной литературе широко распространено ошибочное мнение о том, что основным фактором, повлиявшим на оформление отдельного чина венчания брака в православной церкви, было законодательство императора Льва VI Мудрого. Это мнение обязано своим появлением статье А. Завьялова, который был плохо знаком с византийскими литургическими источниками. Анализ источников ясно показывает, что чин венчания брака в основных чертах сложился задолго до императора Льва VI и присутствует в более ранних богослужебных рукописях (обе его древнейшие молитвы цитирует Феодор Студит, а фрагменты текста второй из них есть уже в кондаке «На брак в Кане (Галилейской)» Романа Сладкопевца). Однако общеобязательным чин венчания брака в конце VIII в. ещё, возможно, не был – после чина в одном Евхологии выписана «молитва иная на брак» (начало: «Всего мира Создатель»), которая, возможно, заменяла венчание брака в некоторых случаях. В рукописях IX–X вв. порядок чина венчания брака в целом тот же, но отличаются некоторые детали. С XI в., когда венчания брака, безусловно, стало общеобязательным чином церковного бракосочетания в православной церкви, его порядок несколько усложнился: появились Пс. 127 в начале чина, молитва «Отче наш» и возглас перед причащением, указание о разбиении общей чаши после её потребления и ряд дополнительных молитв (таким он предстаёт в рукописях, отражающих классическую константинопольскую практику XI в.). В целом же в греческих и славянских рукописях Евхология текст чинопоследования церковного благословения брака отличается большим разнообразием, поэтому исследователи не могут говорить о каком-либо его общепринятом стандартном виде (такой текст возник только в XVI–XVII вв. с повсеместным распространением печатных богослужебных книг), хотя основа чинопоследования во всех рукописях одна и та же. Обручение в большинстве случаев образует отдельный чин (хотя встречаются рукописи XVI–XVII вв., где оно неразрывно соединено с венчанием брака). Однако на практике обручение обычно совершается сразу вместе с венчанием, предваряя его; такой порядок установился, по крайней мере, уже в XV в. Так, в толковании церковного чинопоследования бракосочетания Фессалоникийского архиепископа Симеона (ум. в 1429 г.), описаны соединённые вместе обручение и венчание и не упоминается возможность их разделения.

 



 
PR-CY.ru