ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ - Страница 3

Совокупность данных (сведений немецких источников о династическом союзе Ярополка и германского императора Оттона II (973–983 гг.), чехо-моравского предания об удалении в Чехию сына князя Олега Древлянского, свидетельства перечня сыновей Владимира Святославича, согласно которому первой женой князя была «чехиня» и другие) позволяет исследователям выдвинуть гипотезу, что юные Святославичи, видимо, оказались втянуты в длительную и ожесточённую борьбу Оттона II против чешско-польской коалиции, которая определяла политические союзы в Центральной Европе 970 гг., причём киевский князь оказался на стороне германского императора, а новгородский и древлянский князья – на стороне его противников Болеслава II Чешского (967/972–999 гг.) и Мешко I Польского (около 960–992 гг.). Так или иначе, с 978 г. начинается киевское княжение Владимира Святославича, 10-летний языческий период которого в древнерусских источниках довольно подробно охарактеризован в отношении семейных обстоятельств князя, его военно-политической деятельности и его религиозных поисков, которые привели к крещению. Источники (не только древнерусские, но и Титмар) уделяют много внимания его женолюбию языческого периода (по свидетельству ПВЛ, он был «одержим вожделением и ненасытен в блуде»). Помимо многочисленных наложниц в загородных резиденциях киевского князя (Вышгороде, Белгороде и Берестове) упомянутый перечень сыновей Владимира Святославича называет четырёх «водимых» к князю, ставших матерями его сыновей. Смысл слова «водимыя» исследователям не вполне ясен. Во всяком случае, оно означало отнюдь не только жён по браку, т.к. Рогнеда, мать князей Изяслава, Ярослава и Всеволода, была полонянкой и, следовательно, несвободной, а о «грекине» (вдове князя Ярополка и матери князя Святополка) летописец прямо говорит, что Владимир Святославич «залеже ю не по браку». Вероятно, полонянкой была и «болгарыня», мать князей Бориса и Глеба. Таким образом, собственно жёнами князя-язычника были, видимо, две «чехини»: мать князя Вышеслава, первенца Владимира Святославича, и другая – мать Святослава и Мстислава. У исследователей не вызывает сомнения, что были у него сыновья и от других женщин: поимённо называются только князья Станислав, Судислав и Позвизд, так что количество известных сыновей князя достигает обременённого евангельскими ассоциациями числа «12». Относительно младших из них, по крайней мере, относительно Бориса и Глеба, у исследователей есть основания полагать, что они родились уже после христианского брака Владимира Святославича с византийской царевной Анной. Как то бывало и раньше (например, после гибели князя Игоря), династические неурядицы в Киеве сопровождались ослаблением или даже полным прекращением даннической зависимости от него ряда восточнославянских племён. Первые годы киевского княжения Владимира Святославича летопись рисует как цепь военных предприятий, направленных на восстановление такой зависимости: в 981/982 и следующем году – против вятичей на средней Оке, в 984/985 г. – против радимичей на р. Сож (левый приток Днепра). С восстановлением пресекшейся после смерти князя Игоря власти Киева над племенами западных окраин Древнерусского государства – восточнославянскими хорватами (в верховьях Днестра) и западнославянскими лендзянами (как полагают исследователи, к западу от верховьев Западного Буга) был связан поход, который в ПВЛ отнесён к 981/982 г. и охарактеризован как поход «к ляхом». Это даёт им основания заключить, что Владимир Святославич в качестве киевского князя, вероятно, унаследовал союз с Германией и войну против Чехии и Польши, начатую его предшественником князем Ярополком. Непосредственным продолжением этого похода стала победа Владимира Святославича над балтским племенем ятвягов (между Западным Бугом и средним Неманом), которая закрепила позиции Древнерусского государства в будущей Берестейской волости (по летописи, в 983/984 г.). К противоположной, северо-восточной, окраине Руси был направлен поход против волжских булгар, завершившийся заключением долгосрочного русско-булгарского мира (985/986 г., по летописной хронологии). Аналогичный, но не вполне совпадающий перечень походов князя-язычника имеется и в летописчике Иакова Мниха, в котором отсутствует поход «к ляхом», но зато добавлен поход против хазар (как полагают исследователи, продолживший дело князя Святослава по разгрому Хазарского каганата около 965 г.) и, кроме того, ятвяжский поход помещён не до, а после радимичского. У исследователей не вызывает сомнения, что хронологическое приурочение походов Владимира Святославича в ПВЛ страдает той же условностью, что и хронология усобицы Святославичей. Так, по данным зарубежных источников, поход «к ляхом», скорее всего, следовало бы датировать не 981/982 г., а 979 г. Наряду с военно-политической активностью Владимир Святославич принял меры по внутренней консолидации Древнерусского государства.

 



 
PR-CY.ru