ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ - Страница 6

После этого князь шлёт послов в Константинополь, требуя отдать за него Анну, сестру византийских императоров Василия II Болгаробойцы (976–1025 гг.) и Константина VIII (1025–1028 гг.). Те, напуганные угрозами Владимира Святославича двинуться походом против Царьграда, уговаривают сестру выйти замуж за киевского князя при условии его крещения. Владимир Святославич отвечает согласием, Анна с группой священников прибывает в Корсунь. После этого Владимира Святославича поражает внезапная слепота, которая чудесным образом проходит после крещения князя местным епископом, затем происходит бракосочетание князя с византийской царевной. Владимир Святославич с супругой, греческими священниками и Анастасом возвращается в Киев, где ниспровергает языческих кумиров и велит киевлянам креститься. К этому рассказу в ПВЛ присовокуплено наставление Владимиром Святославичем корсунского епископа, состоящее из Символа веры, предостережения против «учения от Латын» и справки о семи Вселенских соборах, причём Символ веры содержит некоторые явно арианские формулировки («Сын подобносущен... Отьцу»), происхождение которых для исследователей до сих пор остаётся неясным. Факт взятия Владимиром Святославичем Корсуни для исследователей бесспорен, летописный рассказ приводит ряд связанных с этим аутентичных топографических реалий, но приурочение именно к Корсуни крещения киевского князя вызывает у них определённые сомнения. Дело не только в том, что в более ранних (нежели ПВЛ) текстах, затрагивающих тему крещения Владимира Святославича (в похвале ему из «Слова о законе и благодати» будущего митрополита Киевского Илариона, 1040 гг. или в «Чтении о святых Борисе и Глебе» преподобного Нестора, вероятно, 1080 гг.), о Корсуни ничего не говорится. Для исследователей важнее то, что во фрагментах древней летописи в составе «Памяти и похвалы» Иакова Мниха взятие Корсуни прямо датировано «третьим летом» после крещения. Это позволяет им думать, что древнейшая основа «Сказания об испытании вер» и «Речи философа» (как догадывался А.А. Шахматов) и была тем рассказом, согласно которому крещение Владимира Святославича произошло не в Корсуни, а на Руси (в Киеве, Василеве или т.п.) и хронологию которого воспроизвёл Иаков Мних. В пользу такого предположения свидетельствует также наличие самостоятельных внелетописных редакций «Корсунской легенды», которые существенно отличаются от редакции, присутствующей в ПВЛ, и в ещё большей степени, чем последняя, выдают фольклорное происхождение «Корсунской легенды». Таково «Слово, како крестися Владимир, возмя Корсунь», которое прямо (по мнению историка литературы Николая Константиновича Никольского; род в 1863 г.) или опосредованно (по мнению А.А. Шахматова) отражает текст, первоначальный по отношению к летописному. Таково более редкое житие Владимира Святославича особого состава, согласно которому взять Корсунь помог не Анастас, а варяг (И)жберн. После взятия города Владимир Святославич убил «князя корсуньского и со княгинею», насильно овладел их дочерью, после чего отдал её за (И)жберна, которого поставил наместником в Корсуни, и т.п. Свидетельства иностранных источников дают исследователям возможность с достаточной точностью восстановить хронологию и внешнеполитический фон событий, связанных с крещением Владимира Святославича. Согласно Иоанну Скилице (но, в первую очередь, – Яхье Антиохийскому и Абу Шоджи ар-Рудравери), исследователям вырисовывается следующая картина. После катастрофического поражения от болгар летом 986 г. Византийская империя в 987 г. оказалась охвачена мятежом, который поднял влиятельный полководец Варда Фока Младший (ум. в 989 г.), в августе объявивший себя императором, а к концу года его войска стояли уже под стенами Константинополя. Ввиду смертельной опасности, нависшей над Македонской династией, император Василий II отправил на Русь посольство к Владимиру Святославичу с просьбой о помощи. Киевский князь согласился, но ценой брака на византийской принцессе Анне, родной сестре Василия II, дочери императора Романа II (959–963 гг.). Константинополь был вынужден согласиться, выдвинув, однако, в качестве условия крещение князя. В 988 г. в Византию отправилось русское войско, которое и помогло Василию II нанести мятежникам два решительных поражения (зимой 988 г. у Хрисополя и в апреле 989 г. при Авидосе), в последнем из которых погиб и сам Варда Фока, а царевна Анна отбыла на Русь. О взятии русским войском Херсонеса в этих источниках речи нет, но о нём сообщает византийский историк второй половины X в. Лев Диакон, хотя и в контексте, никак не связанном с крещением русского князя, о котором он вообще умалчивает. Взятие «тавроскифами»-русью Херсонеса у Льва Диакона «знаменовали» некие небесные «огненные столбы», которые обычно сопоставляются с «огненным столбом», наблюдавшимся в небе близ Каира (согласно Яхье, 7–12 апреля 989 г.). Если так, полагают исследователи, то взятие Корсуни надо датировать периодом между апрелем и июлем-августом 989 г., т.к. появившаяся в июле-августе комета Галлея, по Льву Диакону, предсказывала уже следующее бедствие – землетрясение в октябре 989 г., которое привело к падению купола в храме Святой Софии в Константинополе.

 



 
PR-CY.ru