Словарь по христианству Ш ШТАЙНЕР (Штейнер) Рудольф Йозеф Лоренц

ШТАЙНЕР (Штейнер) Рудольф Йозеф Лоренц

ШТАЙНЕР (Штейнер) Рудольф Йозеф Лоренц (1861–1925 гг.) – австрийский философ-оккультист и естествоиспытатель, основоположник антропософии. Родился в Кральвеце в бедной семье железнодорожного телеграфиста, где религия не играла особой роли. Детство его прошло в постоянных разъездах, т.к. отца то и дело переводили с места на место. Тем не менее родители, не считаясь ни с какими затратами, постарались дать сыну хорошее образование. Рудольф окончил школу в Винер-Нойштадте, а в 1879 г. поступил в Венский политехнический университет. Помимо математики, физики и естественных наук он с увлечением изучал философию, медицину и психологию (в особенности интересуясь только что возникшим в то время психоанализом) и литературой. Одним из его страстных увлечений было творчество немецкого мыслителя и естествоиспытателя Иоганна Вольфганга Гёте (1749–1832 гг.), повлиявшее, в конечном счёте, на выбор жизненного пути. В 1880 гг. Рудольф Штайнер познакомился с Еленой Петровной Блаватской (1831–1891 гг.) и её теософским учением (см. Блаватская Елена Петровна), воспринял его, но приступил к разработке собственной теософской системы. В 1882 г. издатель Йозеф Кюршнер, выпускавший монументальную серию «Немецкая национальная литература», поручил 22-летнему Штайнеру готовить к изданию том естественнонаучных сочинений Гёте. Работая над вступлением, многочисленными примечаниями и ссылками, Штайнер изучил горы литературы. Книга вышла в свет в 1884 г. и была встречена в научном мире с восторгом. Сам Штайнер связывал с ней мечты о научной карьере. В 1883 г., не закончив учёбы, он оставил институт. Однако его надежды сбылись не сразу. Чтобы зарабатывать на жизнь, он в июне 1884 г. стал домашним учителем в доме коммерсанта Ладислава Шпеха. В 1889 г. Штайнер принял предложение участвовать в «Веймарском издании» трудов Гёте и следующие восемь лет работал архивариусом в архиве Шиллера и Гёте в Веймаре. Здесь он познакомился с вдовой Анной Ойнике, которая в 1899 г. стала его первой женой (в декабре 1914 г., после её смерти, Штайнер вступил в новый брак с Марией фон Сиверс). Работая в архиве, он пишет свои первые философские труды и в 1891 г., после защиты диссертации, получает степень доктора философии. В 1893 г. вышел в свет его фундаментальный труд «Философия свободы», а в 1897 г. Штайнер выпустил книгу «Мировоззрение Гёте», которая подытожила его многолетнее увлечение творчеством великого немецкого мыслителя. Закончив работу в Веймарском архиве, он перебрался в Берлин, где в течение трёх лет (1897–1900 гг.) являлся редактором «Литературного журнала». Одновременно в 1899–1905 гг. преподавал историю в берлинской школе для рабочих. Во многом переломным для Штайнера был 1900 год. Начало нового века явилось для него началом новой жизни. Прелюдией к ней стало его выступление с докладом о немецком мыслителе Фридрихе Вильгельме Ницше (1844–1900 гг.) в теософской библиотеке графа и графини фон Брокдорф. Ещё со времён своей венской жизни Штайнер скептически относился к учению Е.П. Блаватской, а в 1897 г. даже опубликовал в своём журнале статью, где утверждал, что от людей, якобы одарённых этим учением, не услышишь ничего, «кроме речей, позаимствованных из восточных рукописей. В них нет ни тени смысла». Но три года спустя многое изменилось в его мироощущении. Доклад, сделанный в теософской библиотеке, вызвал большой интерес. Его стали приглашать вновь и вновь, и вскоре Штайнер понял, что обрёл в лице теософов тех единомышленников, в которых давно нуждался. Его обращение к теософии было вполне закономерным. В 1890 гг. главным предметом интересов Штайнера стал человек и его место в мире. Собственно, он и прежде много размышлял над проблемой индивидуального постижения реальности и переживания её духовного содержания во внутреннем мире человека. Новым стал только путь её решения. Уже в ранних философских работах, написанных в 1890 гг., Штайнер пришёл к выводу, что мир невозможно постигнуть посредством одних только чувств, поскольку чувства открывают человеку лишь внешнюю сторону вещей, а их суть остаётся для него скрытой. Вместо того чтобы направлять свои усилия на постижение внешних форм, человек должен обратить внимание на ту способность познания, которой обладает его душа – его внутреннее «Я». Очистив и усилив эту способность, он может развить в себе умение как бы внутренним, «душевным» зрением постигать сущность любой вещи. Теперь, вобрав в себя опыт теософии, Штайнер смог значительно развить свои взгляды.

 



 
PR-CY.ru