ШТАЙНЕР (Штейнер) Рудольф Йозеф Лоренц - Страница 8

Для Нового времени – европейской культуры, когда идёт раскрытие в человеке его «Я»-сознания, становление самосознающей души – древнее ясновидение не пригодно, поэтому человеческая жизнь приспосабливается к новым способностям. Но появляются люди, которые к силам рассудка и чувства сознательно что-то добавляют, развивая в себе иные, высшие силы, способные привести их к сверхчувственному познанию. Это – посвящённые Нового времени. Пятый культурный период, происходящий сейчас, характеризуется тем, что развивающиеся душевные силы человеческого «Я» всё в большей степени будут находить удовлетворение в сверхчувственных познаниях – тем самым будет приближаться будущий, шестой (славяно-русский) период, который Рудольф Штайнер характеризует как эпоху становления первого из высших элементов человеческого существа («самодуха»). Знаменательно, что как раз Восточная Европа будет здесь играть  ведущую роль. Человечество снова, но уже на высшей ступени, будет обладать тем, чем оно обладало в более ранние времена в виде сумеречного ясновидения. Если тогда душа принимала это как данное свыше, то в будущем у достаточного числа людей ясновидение будет проникнуто собственной силой рассудка и личного чувства, которое укрепляется «Я»-сознанием пятого периода. Пятый и шестой культурные периоды являются решающими для развития души. В данном случае всё будет зависеть от людей, которые сами научатся создавать себе условия, чтобы идти наравне с общим развитием жизни и овладевать способностями проникновения в духовные миры силами рассудка и чувства. Души, внутренний мир которых не будет отвечать общему уровню развития жизни на Земле, окажутся отставшими: «Отставшие души находят в своей карме так много заблуждений, безобразия и зла, что в начале они образуют некое сообщество злых и заблудших, резко направляющихся против общины добрых людей». Но в будущем царство добрых людей будет преобразовывать и облагораживать отставшую часть человечества так, чтобы и они могли участвовать в дальнейшем развитии на правах особого земного царства: «В будущем человеческая свобода будет зависеть не от того, что предопределено предшествующими условиями, а от того, что сделала из себя душа». Для будущей гармонии «Я» к мудрости, накопленной в результате прошлых эпох в космосе, должна присоединиться новая сила – сила любви. Истоки для духовного развития в будущем необходимо искать в прошлом: «Религия древних есть религия будущего. Ещё несколько столетий, и не останется никаких сектантских верований ни в одной из великих религий человечества. Брахманизм и Буддизм, Христианство и Магометанство – все исчезнут перед мощным натиском фактов», – писала Е.П. Блаватская. В своём стремлении объединить все религии в одну теософия (а вместе с тем и антропософия) перечёркивают все догматы христианской церкви, отсекая всё, что так или иначе не вписывается в их систему. У Е.П. Блаватской была особенная неприязнь к христианству, возможно, из-за того, что оно даёт спасение всем людям, тогда как теософская система не предлагает ничего: «Дьявол есть гений – покровитель богословского христианства. Настолько святым и почитаемым является его имя по современным понятиям, что считается неблаговоспитанностью его произнесение. Точно так же в древние времена было незаконно произносить священные имена или пользоваться языком мистерий». Рудольф Штайнер в книге «Мистерии древности и христианства» доказывает, что не только проповеди еврейских пророков, но и все мистерии древности были подготовкой к пришествию Христа, т.е. к пришествию на Землю Божественного Космического Существа. Высказывая такой взгляд, он вступил в решительное противоречие с доктриной Теософского общества, считавшего Христа только одним из «Учителей мудрости» среди многих других, и отнюдь не более значительным, нежели другие. Человеческое сознание (по Штайнеру) проходит ряд этапов, прежде чем дойти до наиболее совершенной формы верования (таким образом, подтверждается сугубо теософская мысль о синкретизме всех религий).

 



 
PR-CY.ru