ШТАЙНЕР (Штейнер) Рудольф Йозеф Лоренц - Страница 14

Штайнер говорит, что жрецы древности обладали тайной, не оглашая её массам. Тогда как ещё раннехристианский апологет Тертуллиан (около 155 – около 220 гг.) в своих творениях утвердительно отвечал на вопрос – кем же внушается подобного рода знание: «Дьяволом, который даже самим священным таинствам подражает в идольских мистериях ... если рассмотрим обязанности жрецов – то не будет ли ясно, что дьявол подражает ритуалу иудейского закона?.. Ереси тождественны идолослужению, ибо они того же происхождения и замысла» (Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994 г.). Это логично, т.к. даже если о существовании мистического мира знали ещё до христианства, то это отнюдь не значит, что христианство, будучи хронологически позже жреческого политеизма, переняло знание об этом, ибо «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн. 1:1). Православие утверждает, что между Богом и человеком нет и не может быть каких-либо посредников, тем более в самом человеке. И уж подавно Бог не может «умереть в вещах». И человек не способен освободить Его в творческом акте, смотря в себя, открывая Его в себе. Есть в этом что-то от учения Гермогена (Гермоген –  стоический философ, живший во П в.). Признавая верховное, бесконечное существо, он вместе с тем допускал бытие несотворённой, совечной Богу материи и почитал природу жилищем Бога, утверждая, будто бы Священное Писание нигде не представляет Бога творящим материю. Полемику против Гермогена в свое время вёл всё тот же Тертуллиан. Если признать в качестве характеристик гнозиса отождествление знания с благочестием, а также участие в магии и мистериях, то нужно признать существование языческого, до-христианского гнозиса. Израиль же возник в результате заключения союза между родственными племенами и далее – в результате договора между союзом этих племен и их общим Богом, который стал их Богом-союзником. При этом иудаизм не был стерилен. Атмосфера, в которой жил Израиль, была во многом языческой. Народы, с которыми он соприкасался (египтяне, сирийцы, персы, греки), превосходили его в культурном отношении и языческие верования этих народов невольно просачивались в его среду. В народе таилось двоеверие. Борьба со всякими старинными культами была исконной; уже Саул, первый из царей, помазанный Богом изгоняет волшебников и гадателей. Аналогичный порядок вещей наблюдается у всех народов древности: наряду с официальным законом встречается суеверие двоякого характера – отечественное и заимствованное извне. На основе антропософии Штайнер создал своеобразную систему воспитания, известную под названием «вальдорфская педагогика». Согласно Штайнеру, при помощи соответствующего воспитания, включающего обучение медитации, музыке, эвритмии (специально разработанному искусству телесных движений, сопровождающих речь или музыку), каждый человек способен пробудить дремлющие в нём «духовные органы познания» и достичь «высшего состояния сознания». Как утверждал философ, главная педагогическая задача состоит в развитии способности к благоговению и уважению ко всему сущему, к различным мировоззрениям и религиям. Непременным условием воспитательной системы является включение человека в художественную деятельность, поскольку именно она развивает богатую гамму чувств и способность выхода личности за пределы бренной реальности (один из принципов штайнеровской педагогики – «художественное предшествует интеллектуальному»). После цикла лекций по педагогике, прочитанных Штайнером в 1919 г. в Базеле и Штутгарте для сотрудников табачной фабрики «Вальдорф Астория» (отсюда название педагогического направления), в Западной Европе возникли десятки так называемых «вальдорфских» (штайнеровских) школ, ставивших своей целью воспитание нового («эзотерического») человека с новой духовностью. По существу, вальдорфская педагогика стремится утвердить альтернативу традиционной педагогике, воспитать граждан будущего «мондиалистского сообщества». Сегодня в мире насчитывается более 500 школ (90 из них в США), положивших в основу учебно-воспитательного процесса антропософское учение, и сотни детских садов. В России идеи штайнеровской педагогики (равно как и антропософии в целом) получили распространение в 1920 гг. (Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Василий Кандинский и др.), а затем на рубеже 1980–1990 гг. Функционируют Московский центр вальдорфской педагогики и Академия эвритмического искусства. См. также Теософия, Антропософия. Соч.: Как достигнуть познаний высших миров? Ч. 1. М., 1918; Христианство как мистический факт и мистерии древности. Ереван, 1991; Основные черты социального вопроса. Ереван, 1992; Из области духовного знания, или антропософии. М., 1997; Космология, религия и философия. Калуга, 1996; Общее учение о человеке как основа педагогики. М., 1996; Теория Розенкрейцера. М., 1999; Происхождение зла и его облик в свете антропософии. СПб., 2000; Очерк тайноведения. М.; СПб., 2000.



 
PR-CY.ru