РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 4

Францисканцы XIV в. подготовили современную теорию государственного права (XIV век вообще составляет поворотный момент в истории Римской церкви). Окрепшие государства не раз с успехом выступали против римской курии. Высший авторитет в церкви теперь принадлежит уже не папе и римской курии, а сонму епископов (эти воззрения особенно возобладали в период великого раскола 1378–1409 гг.). Созванные на положении вселенских Пизанский (1409 г.), Констанцский (1414–1418 гг.) и Базельский (1431–1438 гг.) Соборы отвергли монархический примат Рима и подчинили его Соборам даже в делах веры (епископализм). На Ферраро-Флорентийском (1438–1443 гг.) и пятом Латеранском (1512–1517 гг.) Соборах папство свело к нулю домогательства соборного движения. Однако мысль о реформах из рук монашества и иерархии переходит в мирское общество. В наступление идут гуманисты, которые огнём критики и сарказма испепелили многое в сооружениях папства и схоластики. Острую форму кризис принял во время Реформации. Тридентский собор (1545–1547, 1551–1552, 1562–1563 гг.) был призван уврачевать потрясённый организм католицизма. Его определения, затрагивающие почти всю систему вероучения, представляют собой пересмотр результатов всего средневекового развития; его постановления о преобразовании устраняют непорядки в церковном управлении и жизни; его работа – начало реставрации католицизма. Собор шёл вперёд осторожно; много осталось недоговорённым в пользу папства. Епископализм на Соборе смолкает окончательно: обстоятельства диктовали сосредоточение власти в руках одного вождя, и Собор обращается к папе с просьбой скрепить его определения. Собор оставил не решёнными вопросы об Индексе запрещённых книг и об упорядочении богослужения (поручение сделать это было дано папе). Однако временное поручение Рим превратил в постоянное: в 1564 г. он создаёт конгрегации – истолкования определений Тридентского собора, Индекса запрещённых книг; в 1587 г. – конгрегацию обрядов. В 1564 г. папа Пий IV (1559–1565 гг.) обнародовал форму исповедания католической веры, которая заключает в себе Никейский Символ и перечень важнейших определений Тридентского собора, с важными прибавлениями: Римская церковь есть мать и наставница всех церквей, и её епископу подобает «истинное повиновение»; это было принято как «Тридентское исповедание веры». Он был опубликован в 1564 г.; здесь также утверждалась мысль, что Христос поставил апостола Петра главой всех верных. Одновременно Рим энергично объединял богослужение, до этого далеко не единообразное в разных странах. В 1568 г. был издан Breviarum Romanum (приблизительно то же, что содержится в православном Октоихе, следованной Псалтыри, Минеях и Триодях), в 1570 г. – Missale Romanum (служебник), в 1596 г. – Pontificale Romanum, в 1600 г. – Ceremoniale Rituale Romanum (епископская служба), в 1614 г. – Rituale Romanum (Требник). Могучим союзником объединительной политики папства оказался орден иезуитов. Для сохранения авторитета и церковной власти в ход была пущена виртуозная исповедальная техника, которая добилась значительных изменений в проявлениях религиозности масс. Стремительные усилия возвеличить власть римского первосвященника неизбежно вызвали противодействие в странах, где Реформация не удалась, но где подлинная религиозная жизнь не была подавлена. Во Франции домогательства Рима вызвали энергичный отпор в 1682 г. «Декларация галликанского духовенства о церковной власти» высказывает смелые идеи: допускает полную власть преемников Петра, но в то же время считает «неколебимыми» декреты Констанцского «вселенского» собора и отказывается признать неотменяемым определение папы, если не последует согласие церкви. Резко выраженное пелагианство католическо-иезуитской морали пробуждает идеи августинизма в янсенизме (епископ Ипернский Корнелий Янсен; 1585–1638 гг.). «Декларация галликанского духовенства» была отвергнута, янсенизм бы осуждён. XVIII век потрясал не только троны, но и алтари. В 1773 г. папство было вынуждено расстаться с орденом иезуитов. Но с появлением в Европе политической реакции папство снова перешло в наступление; в 1814 г. был восстановлен орден иезуитов. В этот период созрело ультрамонтанство как антигалликанское движение и нашло своего видного представителя в лице папы Пия IX (1846–1878 гг.). В 1854 г. он провозгласил догмат о непорочном зачатии Марии, разработанный, главным образом, францисканцами и затем иезуитами.

 



 
PR-CY.ru