РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 2

По учению Римско-католической церкви, таинства – это священнодействия, в которых католики видят знаки присутствия Бога и пути ниспослания Божьей благодати всем участникам таинства (кто принимает веру). За исключением крещения, таинства могут совершаться только католическим духовенством (крещение – это единственное таинство, которое может быть произведено любым христианином, а в случае необходимости даже некрещёным человеком, имеющим требуемое намерение). Частью католической веры является вера в жизнь после смерти; «четыре последние вещи»: смерть, суд, рай и ад. Церковь учит, что сразу после смерти душа каждого человека попадает на Божий суд, основанный на поступках его земной жизни. Также в католической вере есть учение о Судном дне, когда Христос будет судить сразу всех людей (основы, по которым будет оцениваться душа каждого человека, подробно изложены в Евангелии от Матфея). Это решение, в соответствии с учением церкви, положит конец человеческой истории и ознаменует начало новой и улучшенной Божьей справедливостью. Римско-католическая церковь не является только общностью в вере. Своё историческое бытие в течение уже двух тысяч лет она ведёт в форме религиозного общества, обряды и таинства которого являются средством достижения Божьей благодати, связывают верующих в особую иерархическую структуру. На этом основана церковная дисциплина, покоящаяся на внутреннем законодательстве – каноническом праве. Католицизм отличается также обязанностью членов церкви в вопросах веры повиноваться учению пап и епископов и признанием церковной иерархии, состоящей из священнослужителей, наделённых благодатью священства. Одним из основных отличий католической церкви является особое почитание Девы Марии и святых. Современная Римско-католическая церковь рассматривает всю историю церкви до Великого раскола 1054 г. как свою историю. Согласно доктрине, Католическая (Вселенская церковь) была «возвещена в прообразах уже от начала мира, дивно предуготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете и основана в последние времена, явилась через излияние Святого Духа и обретёт славное завершение в конце веков». Считается, что так же, как Ева церковь была сотворена из ребра уснувшего Адама, родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте. Исторически от начала христианства до IX в. во всём мире существовала одна Христова церковь, вселенская (или кафолическая, «соборная»). Распадение началось в IX в. и окончательно оформилось в XI в., причём и Восточная, и Западная церкви оставили за собой название кафолической (Восточно-кафолическая и Римско-католическая). Со времени разделения церквей в Римско-католической церкви (при сохранении существенных черт общехристианского учения) ясно обозначается ряд особенностей в догматах, в обрядах, в устройстве церковного управления, дисциплине и канонах. Римско-католическая церковь стала противополагаться Восточной православной церкви сравнительно поздно, но разница в их настроении и направлении стала намечаться уже в пору их основания. Её легко почувствовать, если сравнить между собой Евангелие от Иоанна, которое так характерно для Восточной церкви, с Посланием к Евреям, которое представляет собой первый по времени опыт западного богословия. Тяжесть борьбы с гностицизмом пала по преимуществу на греческую церковь. В IV, V и VI вв. на всём их протяжении тринитарные и христологические споры были выстраданы почти всецело одним греческим Востоком. Но если римская церковь при самом своём зарождении мало интересуется великими идеями, волновавшими Восток, зато она бдительно следит за всем, что касается земного устроения и порядка. С самого начала Рим расходует свою энергию на выработку железной церковной организации, которая в Средние века кладёт к подножию папского престола всю Западную Европу. Ритуализм, клерикализм, непреклонная власть церковной иерархии формируется в этой школе искусства управлять людьми. С течением времени Восток утратил свою роль: волна вырождения затопила его богословие, сменившееся обрядностью; на смену выступил протестантизм, для которого интеллектуальные интересы стояли на первом месте. И только католическая церковь осталась верна себе: власть, господство, дисциплина составляют её основную черту. В 1870 г. эта особенность нашла своё высшее выражение в догмате папской непогрешимости, который означает простую вещь: «Рим сказал своё слово, дело окончено» («Roma locuta, rex finite est»).

 



 
PR-CY.ru